Posted by Роман on

​​Проклятые вопросы: Допустим ли развод? Часть 3

Продолжаем наше исследование вопроса о разводе. В прошлых двух публикациях (1; 2) мы кратко коснулись иудейского учения о разводе и позиции Иисуса, а также выяснили, что т.н. «исключение Матфея», позволяющее развод по причине блуда, является вставкой евангелиста, объясняющей учение Иисуса. Но что она в реальности объясняет?

Итак, «исключение Матфея» — это галахическая вставка, которая относится к случаям, когда одна из сторон, допуская измену, нарушает единство брака и разрывает единство «одной плоти». Позволяет ли данное исключение развод в полном смысле этого слова?

Основываясь на снисходительных словах некоторых Отцов о второ- и третьебрачных [1], Православие и подавляющее большинство протестантских конфессий считают блуд одной из причин, дающих право не только развод, но и на повторный брак, который допускается как снисхождение к человеку, дабы, как говорил Кирилл Иерусалимский, «слабые не любодействовали» (Поучения огласительные, 4.26).

Однако такое толкование создает прямое противоречие в учении Иисуса. Я уже отмечал, что Христос возвращает человека к идеалам Эдема, восстанавливая изначальный миропорядок, не знавший развода. Соответственно, и антитеза в Мф. 5:31–32, и утверждение в 19:9 — это критика послаблений Закона (Втор. 24:1), направленная на возвышение первоначального идеала. Именно по этой причине Спаситель постановляет: «Кто отпустит жену свою и женится на другой, тот прелюбодействует» (Мк. 10:11; Лк. 16:18).

Но если развод запрещен, как же тогда понимать «Матфеево исключение»? Одна из наиболее древних позиций, которую занимает и Католическая церковь, заключается в том, что в случае блуда супруги могут прибегнуть к т.н. сепарации: прекращению сожительства, но без расторжения брака. Соответственно, даже в случае супружеской измены у пары нет права на развод и повторный брак [2].

Осуществляя сепарацию, супруги, руководствуясь наставлением Павла в 1 Кор. 7:10–11, должны всячески искать примирения и восстановления семьи. Если же этого не произойдет, они обязуются жить в сексуальной чистоте и молитве, потому как брак олицетворяет собой «нерасторжимый союз Христа и Церкви», а потому «узы законного брака постоянны» [3].

Такая позиция Католической церкви имеет под собой два весьма серьезных аргумента:

• Наставление о сепарации не вносит противоречие в учение Христа, и представляет новозаветный материал о разводе в целостном виде. Это правда, что иудейский закон не подразумевал сепарации, допуская полноценный развод с изменившей стороной [4], однако это никоим образом не означает, что Иисус не мог ее подразумевать;

• Наиболее ранние христианские источники однозначны в своем осуждении не только развода [5], но и повторного брака, настаивая на сепарации, если прелюбодеяние все-таки имело место [6].

Таким образом, Католическая церковь учит наиболее взвешенному взгляду, следуя учению Христа и апостолов, опираясь на наиболее раннюю церковную традицию, а также учитывая «Матфеево исключение», позволяя супругам, пережившим измену, прекратить сожительство.

Итак, позволителен ли развод? Конечно нет: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

———
[1] Епифаний Кипрский. Панарион, 59.4.8–9; Василий Великий. Послания, 188.9; 199.21, 35, 41, 48; Правила, 4, 9, 21, 50; Амброзиастер. Комментарий на 1 Коринфянам, на 7:11; ср. Лаодикийский собор (363 г.), кан. 1.
[2] Codex iuris canonici, 1141; 1151–1155.
[3] Папа Евгений IV. Exsultate Deo.
[4] Мишна. Сота, 5.1; Вавилонский Талмуд. Гиттин, 90b.
[5] Афинагор. Прошение о христианах, 33; Иустин Мученик. Апологии, 1.15; Ориген. Гомилии на Ев. от Луки, 17.10.
[6] Пастырь Ерма. Заповеди, 4.1.6; Климент Александрийский. Строматы, 2.23.145.3; Ориген. Гомилии на Ев. от Матфея, 14.24; Тертуллиан. О единобрачии, 9; Иероним Стридонский. Письмо к Аманду (55), 4; Письмо к Океану (77), 3; Иоанн Златоуст. Гомилии на Ев. от Матфея, 17.4; Августин. О браке и вожделении, 1.10; О прелюбодейных браках, 2.4.

#проклятые_вопросы


Роман

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.