Греческие мифы: Мир. Часть 3

Продолжаем наше изучение грецкого слова εἰρήνη (еирэ́нэ). В прошлых публикациях (1; 2) мы говорили о теологии шалома в Ветхом Завете и иудейской литературе времен Христа, а сегодня мы попытаемся посмотреть как эти идеи отразились уже в христианском Священном Писании.

Как я уже говорил ранее, новозаветная концепция мира находится под сильным влиянием Ветхого Завета, а потому греческое представление о мире как противоположности войны встречается в нем крайне редко [1]. Так же редко о мире говорится как о внешней безопасности (Лк. 11:21; Деян. 24:2) или внутреннем спокойствии (Рим. 15:13). Последнее, кстати, было весьма редким явлением и у античных авторов.

Отражая современную ему иудейскую культуру, Новый Завет нередко использует слово «мир» в различного рода приветствиях [2], указывая на то, что во времена Христа шалом все так же понимался как полнота, благословение и завершенность всех сфер человеческой жизни. Соединяясь вместе с «благодатью» и «милостью» в начале [3] и конце [4] апостольских посланий, мир становится не просто формальным приветствием, а стержнем христианской теологии, являясь одним из наиболее важных благословений.

Как мы знаем, иудеи считали мир кульминацией всех даров Яхве, и это же отражено и в Новом Завете, где мир — это дар Божий (Ин. 14:27), являющийся синонимом спасения [5] и сутью нового завета Бога со Своим народом (2 Кор. 5:19). Вторя иудейским раввинам, Писание учит, что мир — это шаг Бога навстречу человеку, к которому Христос пришел с «Евангелием мира» [6], чтобы призвать его в Царство «праведности и мира» (Рим. 14:17). Мир — это Сам Христос (Еф. 2:14–18), а потому пребывать в мире Божьем можно только в Нем и через Него [7].

Мир, который дарует Спаситель, — понятие широкое и всеобъемлющее, выходящее далеко за рамки человеческий представлений. Это не просто согласие и гармония между людьми [8], примирение враждующих сторон (Мф. 5:9) или устройство всего человеческого бытия. Мир Христа — это полнота и совершенство всего мироздания [9]; цель, плод и награда возрастания в святости [10]; сила Божья, которая в последнее время повергнет Сатану (Рим. 16:20); блаженное пребывание в Самом Господе [11]. Мир — это все во всем.

Чтобы подчеркнуть всеобъемлющий характер этого понятия, Новый Завет нередко соединяет мир с такими терминами, как благодать (см. сноску 3), милость (там же), любовь (2 Кор. 13:11) и жизнь (Рим. 8:6). Соответственно, речь идет о том, что мир Божий сущностно отличается от того, что предлагает этот век (Ин. 14:27), превосходя любые человеческие представления (Флп. 4:7). Но даже все эти вспомогательные термины не способны передать всей глубины того, о чем идет речь, т.к. мир Христов не только сущностно, но и качественно отличен от всего, что мы можем представить.

Итак, Христос говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27). О чем речь? Как мы выяснили, не об отсутствии войн и не о душевном покое. Речь о Самом Христе и том неизреченном и великом даре, который Он через крест дарует нам.

———
[1] Лк. 14:32; Деян. 12:20; ср. Мф. 10:34; Лк. 12:51.
[2] Мк. 5:34; Лк. 7:50; 8:48; 10:5; 24:36; Ин. 20:19, 21, 26; Деян. 16:36; ср. Иак. 2:16.
[3] Благодать: 1 Пет. 1:2; 2 Пет. 1:2; Рим. 1:7; 1 Кор. 1:3; 2 Кор. 1:2; Гал. 1:3; Еф. 1:2; Флп. 1:2; Кол. 1:2; 1 Фесс. 1:1; 2 Фесс.1:2; Тит. 1:4; Флм. 3; Откр. 1:4. Милость: 2 Ин. 3; Иуд. 2; 1 Тим. 1:2; 2 Тим. 1:2.
[4] 1 Пет. 5:14; 3 Ин. 15; Рим. 15:33; 16:20; 1 Кор. 16:11; 2 кор. 13:11; Гал. 6:16; Еф. 6:23.
[5] Лк. 1:79; 2:14; 19:38, 42; ср. Рим. 15:13; Откр. 12:10; 19:1.
[6] Еф. 6:15; ср. Деян. 10:36; Еф. 2:17.
[7] Ин. 14:27; 16:33; 1 Пет. 5:14; Рим. 5:1; Флп. 4:7; Кол. 1:20; 3:15; Откр. 1:4.
[8] Мк. 9:50; Деян. 7:26; 1 Пет. 3:11; Иак. 3:18; Рим. 12:18; 14:19; 1 Кор. 7:15; 2 Кор. 13:11; Гал. 5:22; Еф. 4:3; 1 Фесс. 5:13; 2 Тим. 2:22; Евр. 12:14.
[9] Ср. 1 Кор. 14:33; 2 Кор. 5:17; Гал. 6:15.
[10] Гал. 5:22; 1 Фесс. 5:23; Евр. 12:14; 13:20–21.
[11] Рим. 5:1, 10; 2 Кор. 5:19; Кол. 1:19–20.

#греческие_мифы


Роман Павловский

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.