Posted by Роман on

Греческие мифы: Мир. Часть 2

Продолжаем говорить о шаломе. В прошлый раз мы говорили с вами о том, что шалом — это кульминация всех даров Яхве, охватывающая все сферы человеческой жизни: это благоденствие и благословение, полнота и завершенность, вера и эсхатологическая надежда Израиля. Сегодня же мы продолжим изучение данного концепта и поговорим об идее мира во времена Иисуса Христа.

Итак, хотя во времена Ветхого Завета существительное שָׁלוֹם‌‎ (шалóм) нередко использовалось в приветствиях [1], именно в раввинистической литературе мы впервые встречаем знаменитую фразуשָׁלוֹם עֲלֵיכֶם ‌‎ (шалóм алеикхéм; «мир вам») [2], которая является одной из форм призыва Божьего благословения. Это утверждение подтверждается указанием на то, что глагол «приветствовать» в Мишне и Талмуде передается фразой שׁאל בשׁלום (шаáл бешалóм), которая буквально означает «просить мира (для кого-то)» [3]. Соответственно, приветствие «мир вам» по своей форме является благословением.

Сам этот факт указывает нам на то, что раввинистический иудаизм успешно абсорбировал и развил все ветхозаветные идеи о мире как о кульминации даров Яхве. Именно по этой причине слова «мир» и «благословение» нередко используются синонимично [4], и для древних раввинов шалом — это ключевая ценность и добродетель, к которой необходимо неотступно стремиться (Мишна. Пиркей Авот, 1.12).

Мир — это дар Яхве для человека, а потому иметь мир друг с другом и примирять враждующие стороны — это настоящее благословение, плоды которого человек пожинает уже при своей жизни (Мишна. Пеа, 1.1). Мир между людьми удерживает гнев Яхве даже на безбожников (Сифре Бемидбар, 42.2), а потому обнаруживаемое в Мишне утверждение, что все мироздание зиждется на трех «китах» — справедливости, истине и мире (Пиркей Авот, 1.18) — выглядит весьма логичным.

Мы уже отмечали, что в Ветхом Завете отсутствует представление о мире как о внутреннем покое, и это справедливо и для раввинистического иудаизма. Единственное исключение — труды Филона Александрийского, для которого εἰρήνη (еирэ́нэ), помимо основного значения, означает спокойствие разума (О снах, 2.253; О пьянстве, 97).

Произведения же Иосифа Флавия и иудейские псевдоэпиграфы отражают классическое представление о мире как о благоденствии [5], отсутствии войн [6], согласии [7], справедливости [8] и др., и все эти представления исполнены сильными эсхатологическими ожиданиями. Особенно ярко эта надежда прослеживается в кумранских свитках, которые неоднократно говорят о вечном и всеобъемлющем мире во время эсхатона [9], а потому мир в таком контексте становится синонимом спасения (ср. 1QM 3.5; 4.14 и 3.11).

Наконец, в иудаизме времен Иисуса обнаруживается грань, отсутствующая ранее: утверждение, что шалом распространяется и на отношения с Богом. К I в. н.э. иудаизм окончательно осмыслил идею онтологической вражды между грешным человеком и святым Богом [10], а потому мир стал пониматься как шаг Бога навстречу к человеку: возлюбив Свой народ, Господь примиряет Израиль с Собой (ср. Танхума. Насо, 25), в то время, как безбожники и нечестивцы не обретут Его мир, но столкнуться с Его гневом (1 Еноха, 5.5; 12.5).

Думаю, читая уже две публикации об иудейской идее шалома, вы смогли отметить множество параллелей с Новым Заветом. Некоторые из них более очевидны, некоторые — менее, но обо всех них мы поговорим уже в следующий раз. Будет интересно.

———
[1] Быт. 43:23; 1 Пар. 12:18; Дан. 10:19 и др.
[2] Иерусалимский Талмуд. Швиит, 4.3; 5.4; ср. Вавилонский Талмуд. Брахот, 27b.
[3] Мишна. Брахот, 2.1; 5.1; 9.5; Иерусалимский Талмуд. Шкалим, 2.5.
[4] Вавилонский Талмуд. Хагига, 12b; Сифре Бемидбар, 42.2.
[5] Иосиф Флавий. Иудейские древности, 1.10.2 §179; 8.15.4 §405.
[6] Завет Левия, 18.4; Завет Иуды, 22.1–3; Завет Дана, 5.9; 6.2.
[7] Завет Гада, 6.3; Иосиф Флавий. Иудейская война, 2.8.6 §135.
[8] Иосиф Флавий. Иудейская война, 11.6.6 §216.
[9] 1QS 2.4; 4.7; 7.15; 1QH 1.17; 9.33; 15.16; 18.30; 1QM 12.3.
[10] CD 1.2; Вайикра рабба, 7.6.

#греческие_мифы


Роман

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.