Posted by Роман on

Греческие мифы: Мир

В Евангелии от Иоанна мы имеем замечательное обетование Христа: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27). Но что такое мир? Некоторые понимают его как антоним войны, некоторые — как душевный покой, а некоторые — как отсутствие конфликтов. Но что же такое мир, который дает Христос?

Новозаветное слово «мир» — это греческое существительное εἰρήνη (еирэ́нэ), первичное значение которого можно определить как антоним к слову πόλεμος (пóлемос; «война»). Таким образом, мир — это состояние, когда нет войн [1], и само это состояние, как считали античные авторы, приводит государства и целые народы к процветанию и благосостоянию [2]. В редких случаях такое значение обнаруживается и в Новом Завете [3], однако оно, конечно же, не доминантно.

Также в некоторых случаях античные источники используют εἰρήνη (еирэ́нэ) в значении миролюбивого отношения к окружающим, перенося концепт мира с государственного на межличностный уровень [4], однако такое использование весьма редкое, и в греческом языке есть множество иных слов для передачи этой идеи [5]. Наконец, еще более реже античные авторы называли «миром» внутреннее спокойствие души и ума [6].

На самом деле, новозаветный концепт «мира» в большей степени опирается на Танах, где за этим словом скрывается знаменитое еврейское существительное שָׁלוֹם (шалóм). В отличие от греко-римской литературы, שָׁלוֹם (шалóм) — это не столько антоним к слову «война», сколько синоним к слову «благополучие», а потому мир — это всякое благо, исходящее от Бога, охватывающее все сферы человеческой жизни.

Так, мир — это и благосостояние (Втор. 23:6; Пс. 72:3), и физическое здоровье (Пс. 37:4; Ис. 57:19; ср. Сир. 38:8), и безопасность (Пс. 4:9), и мирное расставание (Быт. 26:29; Исх. 18:23), и спокойная смерть (Быт. 15:15; Иер. 34:5), и добрые взаимоотношения между людьми и народами (Суд. 4:17; 3 Цар. 5:12; 1 Пар. 12:17–18), и нравственное добро (Пс. 33:15; Зах. 8:19), и спасение (Пс. 84:8–9; Иер. 29:11), и сущность нового завета Бога со Своим народом (Ис. 54:10; Иез. 34:25; 37:26). Мир — это полнота, завершенность и устройство всего человеческого бытия, источником и совершителем которого является лишь Господь (Ис. 45:7; Сир. 1:18).

Важным текстом для понимания ветхозаветного концепта мира является т.н. «Аароново благословение», записанное в Числ. 6:24–26: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир!»

Как видно из данного отрывка, мир Божий проистекает из всеобъемлющего присутствия Бога в жизни человека, и ему предшествуют три Божественных дара: благословение, сохранность и милость. Соответственно, мир — это кульминация и завершение всех даров Яхве, что позже находит свое отражение в эсхатологических надеждах Израиля о вечном мире пред лицом Бога [7].

Внимательно всматриваясь в ветхозаветные свидетельства, мы с удивлением обнаруживаем, что идея мира не имеет ничего общего с состоянием внутреннего покоя: иудеи понимали мир либо как внешнее благоденствие, либо как категорию отношений. Более того, мы практически не имеем текстов, где бы говорилось о мире в индивидуальном смысле (Плач. 3:17), потому как для древнего менталитета мир — это понятие корпоративное и социальное. Поэтому, современное понимание мира и понимание мира в религии Израиля — понятия совершенно разные.

Хорошо, но как все это относится к Новому Завету и проповеди Христа? Об этом — в следующий раз.

———
[1] Платон. Государство, 575b; Законы, 628b; Псевдо-Платон. Определения, 413а; Гораций. Юбилейный гимн, 57–60; Анна Комнина. Алексиада, 8.5 и др.
[2] Филимон Сиракузский. Пирр, 7–12.
[3] Лк. 14:32.
[4] Платон. Законы, 628с; Эпиктет. Беседы, 4.5.24; 4.5.35; Исократ. Ареопагитик, 51.
[5] Напр., φιλία (фили́а, «любовь», «дружба») или ὁμόνοια (хомóноиа, «единство», «согласие»).
[6] Эпиктет. Беседы, 3.13.13.
[7] Ис. 9:6; Мих. 5:2–5; Зах. 9:9–10; ср. Ис. 11:1–16; Ос. 2:20–23; Ам. 9:13–15.

#греческие_мифы


Роман

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.