Церковные перлы: Библия запрещает употребление алкоголя. Часть 3

Продолжаем рассуждать на тему отношения Библии к употреблению алкоголя (см. 1 ; 2).

Обычно, когда люди, выступающие за сухой закон, понимают, что Писание объективно не осуждает употребление алкоголя и что они не могут привести ни одного аргумента против этого тезиса, они переходят к последней попытке доказать обратное, утверждая, что вино в Писании — совсем не вино, а виноградный сок.

1. Первый аргумент, который обычно приводят в такого рода дискуссиях, строится на предположении, что вино, разбавленное с водой, доводили до консистенции виноградного сока, а потому оно никак не может называться алкогольным напитком. Действительно, вино разбавляли, чаще всего в пропорции три к одному [1], а потому оно содержало алкоголь и вызывало опьянение.

2. Также нередко говорят, что «старое вино» — это, собственно, вино, а «новое» вино — виноградный сок. Соответственно, когда Христос говорит о «новом вине» в Царстве Божьем (Мк. 14:25; Мф. 26:29), Он говорит о виноградном соке. Что ж, это ошибка. «Новое вино» — это вино последнего урожая, а старое — урожая предыдущего года [2]. Как и «старое вино», оно содержало в себе алкоголь, а потому вызывало опьянение [3].

3. Наконец, наибольшим нападкам поддается тезис, что во время Тайной Вечери Христос вместе с учениками пил вино.

Обычно спекуляции начинаются вокруг слова «чаша»: мол, поскольку в тексте прямо не сказано, что Христос взял чашу с вином [4], в ней спокойно мог быть виноградный сок. Конечно же, это не так. Евангелия однозначно связывают Тайную Вечерю с Пасхой [5], а как мы знаем из иудейских источников, во времена Нового Завета Пасхальный седер праздновался не иначе как с использованием вина [6].

Еще одним серьезным доказательством этого тезиса является практика ранней Церкви. Так, наиболее древние описания Евхаристии, встречающиеся у ранних Отцов Церкви, говорят об использовании вина [7]. Поскольку ранняя Церковь строго следовала Евангелию, просто немыслимо, чтобы она, вопреки Библии, сама решила использовать вино в Таинстве.

Также Сам Иисус связывает содержимое чаши со Своей кровью, а это может указывать на то, что речь идет о красном вине. И это отнюдь немаловажная деталь, поскольку в Ветхом Завете вино нередко называется «кровью винограда» [8]. Соответственно, в тексте прослеживается вполне конкретный символизм, и если на Тайной Вечере Иисус не использовал вино, он не имеет никакого смысла.

Наконец, некоторые говорят, что слова Иисуса о «плоде виноградном» [9] указывают на виноградный сок. Однако это, опять же, ошибка, потому как у нас есть четкие указания на то, что под фразой «плод винограда» евреи подразумевали вино [10]. Более того, перед употреблением, они совершали над ним молитвы благословения [11], а потому мы сталкиваемся с еще одной параллелью: Иисус, упоминая «плоды винограда» на Тайной Вечере, использует язык молитвы.

Учитывая все, описанное выше, ответ однозначен: на Тайной Вечере Иисус использовал вино. И да, Он использовал алкоголь в установлении ключевого христианского Таинства.

———————
[1] Ис. 1:22; 65:11; Притч. 9:2, 5; 2 Макк. 15:39; Мишна. Берахот, 7.5; 8.2; Мишна. Авода Зара, 5.5; Вавилонский Талмуд. Шаббат, 77а; Вавилонский Талмуд. Песахим, 108b.
[2] Мишна. Бава Батра, 6.3; ср. 11QTemple 19.14; 21.10; Мишна. Пиркей авот, 4.20.
[3] Ис. 49:26; Ос. 4:11; Деян. 2:13; ср. Суд. 9:13.
[4] Мк. 14:23; Мф. 26:27; Лк. 22:17; ср. 1 Кор. 11:25.
[5] Мк. 14:12–16; Мф. 26:2, 17–19; Лк. 22:1, 7–15; ср. 1 Кор. 5:7.
[6] Юбилеев, 49.6; Мишна. Песахим, 10.1–2; Тосефта. Песахим, 10.1.
[7] Иустин Мученик. Апология, 1.67; Ипполит Римский. Апостольское предание, 21.27; Климент Александрийский. Педагог, 2.2; ср. Киприан Карфагенский. Письма, 62.2–13.
[8] Быт. 49:11; Втор. 32:14; Сир. 39:26; 50:15.
[9] Мк. 14:25; Мф. 26:29; Лк. 22:18.
[10] Мишна. Брахот, 6.1; Мидраш Танхума. Толдот, 10.1.
[11] Мишна. Брахот, 7.5; Вавилонский Талмуд. Брахот, 27a; Там же. Песахим, 103а; 106а.

#церковные_перлы


Роман Павловский

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.