Церковные перлы: Библия запрещает употребление алкоголя. Часть 2

Прошлый пост относительно темы алкоголя в Библии вызвал широкий резонанс, и сегодня мы продолжим рассуждать на эту тему, посмотрев на жизнь и учение Иисуса Христа.

Итак, в Евангелиях мы читаем, что Христа неоднократно обвиняли в том, что Он любил пить вино с грешниками (Мф. 11:19; Лк. 7:34). Многие тут сразу же возразят: мол, Спасителя обвиняли во всем подряд, а потому это совсем не означает, что Он действительно так поступал.

Что ж, аргумент интересный, однако есть небольшой нюанс: Иисус Сам пересказывает это обвинение и никак его не опровергает. Более того, Он выстраивает его на антитезе к Иоанну Крестителю: мол, Иоанн не пил вина, и его обвиняли, что в нем бес (Мф. 11:18; Лк. 7:33), а Христос, наоборот, пьет, и все равно поддается нападкам со стороны фарисеев. Так что тут ответ однозначен: Иисус пил вино.

Более того, Он неоднократно присутствовал на различного рода трапезах [1], которые в древности сопровождались распитием вина [2]. Прочитывать эти отрывки так, как будто Иисус, всякий раз приходя на трапезы, вместо вина просил налить Ему стаканчик воды, — явная манипуляция.

Тесно с этим связно и первое чудо Иисуса в Кане (Ин. 2:1–11), где Господь превращает от 480 до 720 л. воды в отборное вино [3]. Несколько риторических вопросов: почему Иисус не разогнал всех пьющих? зачем Он превратил столько воды в вино? неужели Он хотел, чтобы люди опьянели? получается, Он подталкивал их ко греху?

Библия ясно говорит, что Господь никого не склоняет ко греху (Иак. 1:13). Более того, Иоанн указывает, что через это чудо Христос явил Свою славу (Ин. 2:11), а слава Божья, как мы знаем из Ветхого Завета, — это видимое проявление Его святого присутствия [4]. Соответственно, деяние Иисуса было праведным, а потому оно не может выступать потенциальным источником греха. Наоборот, Своим чудом он продлил людям период радости и веселья.

Также интересным представляется тот факт, что Иисус сравнивал Свое учение с «новым вином» [5]. Неужели Он мог использовать греховную иллюстрацию для описания святого откровения?

Наконец, на Тайной Вечере Иисус вместе с апостолами пил вино [6]. Это действо глубоко укоренено в ветхозаветных образах хлеба и вина [7], а также пасхальных традициях Израиля. Красное вино, как образ крови Христовой, приобретает в данном контексте особый символизм, поскольку в Ветхом Завете оно нередко называется «кровью винограда» [8]. Соответственно, если на Тайной Вечере Иисус не использовал вино, весь символизм не имеет никакого смысла.

Иисус говорил, что больше не будет пить от плода виноградного до дня окончательного наступления Царства Божьего [9], чем, опять же, связывает эсхатологическое блаженство с образом роскошного пира, который Господь разделит со Своими детьми и на котором будет обилие вина [10]. Разве в Царстве праведности Господь будет поощрять грех? Конечно, нет.

Соответственно, все эти данные показывают, что Иисус не только пил вино, но и использовал его в Своем учении, а также центральном таинстве христианства: Евхаристии. Конечно, есть люди, которые пытаются доказать, что это был виноградный сок, но об этом — в следующий раз.

———————
[1] Мк. 2:14–17; Мф. 9:9–13; Лк. 5:27–32; 7:36–50; 11:37–54; 14:1–24; ср. Лк. 10:38–42; 19:1–10.
[2] См. пункт 1 из предыдущего поста.
[3] Иоанн говорит, что Иисус умножил воду, которая стояла в шести сосудах, каждый из которых вмещал по две или три меры (Ин. 2:6). Одна мера равнялась примерно 40 л.
[4] Например, в Ветхом Завете часто говорится об облаке, наполняющем скинию (Исх. 33:9–10; 40:34–38; Лев. 16:2; Числ. 9:15–23) или Храм (3 Цар. 8:10–11; 2 Пар. 5:13–14; Иез. 10:3–4).
[5] Мк. 2:22; Мф. 9:17; Лк. 5:37–38.
[6] Мк. 14:25; Мф. 26:29; Лк. 22:18.
[7] Быт. 14:18; Втор. 29:6; Суд. 19:19; Неем. 5:15.
[8] Быт. 49:11; Втор. 32:14; Сир. 39:26; 50:15.
[9] См. сноску 6.
[10] Ис. 25:6–9; Иер. 31:12; Ам. 9:13–14; Ос. 14:7; ср. 1 Еноха, 10.19; 62.14; 2 Еноха, 42.5; 2 Варуха, 29.5.

#церковные_перлы


Роман Павловский

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.