Церковные перлы: Библия запрещает употребление алкоголя. Часть 1

Думаю, все, кто так или иначе связан с протестантизмом, неоднократно слышали, что Библия осуждает распитие алкогольных напитков. На основании этого тезиса, многие церкви приняли доктрину, запрещающую употребление алкоголя в любом виде. Другими словами, ввели сухой закон. Однако действительно ли Библия запрещает пить, например, вино?

Для начала давайте сразу проясним: Писание однозначно запрещает пьянство, называя его одним из самых тяжких грехов [1]. Тут особо объяснять нечего: пьянство, как и любая другая зависимость, влечет за собой множество негативных последствий, превращая жизнь человека в полную разруху [2].

Однако пьянство — не то же самое, что употребление алкоголя, и если мы непредвзято посмотрим на Библейские и исторические свидетельства относительно этого вопроса, то обнаружим несколько весьма занимательных фактов:

1. Евреи употребляли вино как стандартный напиток при приеме пищи. Это очевидно как с Ветхого Завета [3], так и, например, с Кумрана [4]. Позже о вине неоднократно говорится в раввинистической литературе (см. сноски 5 и 6), что, опять же, подтверждает данный тезис.

2. Это правда, что во времена Иисуса вино разбавлялось с водой [5], однако у этого действия была сугубо практическая цель: очищение воды и сохранение ее пригодной для питья. Вопреки расхожему мнению, разбавленное вино — не безалкогольный виноградный сок. Во-первых, это не подтверждается исторически; во-вторых, если бы это было так, Павел не предостерегал бы христиан об опасности «упивания» виноградным соком (Еф. 5:18).

3. В некоторых текстах вино рассматривается как лекарственное средство, что, опять же, выставляет его в положительном свете [6].

4. Вино считалось источником радости [7], а также символом благословения [8]. Комментарии излишни.

5. Для пророческой литературы Ветхого Завета характерен образ пышного эсхатологического пира с обилием вина [9], символизирующего эсхатологическое блаженство, даруемое Господом.

6. Сам Господь заповедовал Израилю, чтобы они, в случае обмена десятины на серебро, покупали на него чего пожелает душа: вино, пиво, овец, волов и так далее, а затем совершали благодарственные празднования пред Его лицом (Втор. 14:26).

7. В иудаизме вино использовалось при молитве в знак прошения, благодарения или искупления грехов [10].

Все это показывает, что вино являлось неотъемлемой частью жизни Израиля и использовалось как в повседневной жизни, так и в религиозной. Господь неоднократно говорил о Своих благословениях, прибегая к образу вина, а потому утверждать, что все это не имеет никакого смысла, только потому что Библия осуждает пьянство, — явная манипуляция.

Наконец, вино занимало далеко не последнее место в жизни и учении Иисуса, но об этом — в следующий раз.

———————
[1] Притч. 23:20; Ис. 5:11; Лк. 21:34; 1 Пет. 4:3; Рим. 13:13; 1 Кор. 6:10; Гал. 5:21; Еф. 5:18; ср. Мф. 24:45–51; Лк. 12:42–48; 1 Тим. 3:2–3, 8; Тит. 1:7; 2:3.
[2] Быт 9:20–23; Пс. 106:27; Притч. 20:1; 21:17; 23:20–21, 29–35; 31:4–7; Иов. 12:25; Ис. 5:11–12, 22; 19:14; 24:20; 28:7–8; 29:9; Иер. 25:27; 48:26; 51:39, 57; Ос. 4:11; Авв. 2:5, 15; Сир. 19:1–2; 31:29–30.
[3] Быт. 14:18; Суд. 19:19; 1 Цар. 16:20; 2 Пар. 11:11; Ис. 55:1; Дан. 1:5; ср. Лк 7:33–34.
[4] 1QS 6.4–6; 1QSa 2.17–18, 20; 1QH 10.24.
[5] Ис. 1:22; 65:11; Притч. 9:2, 5; 2 Макк. 15:39; Мишна. Берахот, 7.5; 8.2; Мишна. Авода Зара, 5.5; Вавилонский Талмуд. Шаббат, 77а; Вавилонский Талмуд. Песахим, 108b.
[6] Лк. 10:34; 1 Тим. 5:23; ср. Вавилонский Талмуд. Бава Батра, 58b.
[7] Суд. 9:13; 2 Цар. 13:28; Есф. 1:10: Пс. 104:15; Екк. 2:3; 9:7; 10:19; Ис. 24:11; Зах. 10:7; Сир. 31:27–28; 39:25–26.
[8] Быт. 27:28, 37; Втор. 7:13; Суд. 9:13; Пс. 103:15; Притч. 3:10; Ис. 55:1; 65:8; Иоил. 3:18; Зах. 9:17.
[9] Ис. 25:6–9; Иер. 31:12; Ам. 9:13–14; Ос. 14:7; ср. 1 Еноха, 10.19; 62.14; 2 Еноха, 42.5; 2 Варуха, 29.5.
[10] Исх. 29:38–42; Числ. 15:2–19; 28:14; Лев. 23:13; Ос. 9:4; ср. Быт. 35:14; Числ. 28:7.

#церковные_перлы


Роман Павловский

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.