Posted by Роман on

​Да неужели!?: Порядок книг в Новом Завете. Часть 3

Продолжаем разбираться с расположением книг в Новом Завете. В прошлых публикациях (см. 1; 2) мы поговорили об организации основных его разделов, а также о вариантах расположения Евангелий, Деяний, Соборных посланий и писем Павла. Сегодня же мы коснемся наиболее интересного: Послания к Евреям.

Традиционно Послание к Евреям связывается с именем Павла. Был он автором данного текста или нет, связь этого письма с Павловой школой очевидна, а потому Послание к Евреям обычно располагалось рядом с письмами апостола для язычников. Всего сложилось три устойчивые традиции:

Среди писем к церквам. Начиная с III в., Послание к Евреям обнаруживается среди т.н. церковных писем Павла:

(1) После Римлянам. Наиболее часто Послание к Евреям встречается после Послания к Римлянам [1], что вполне логично, поскольку именно это письмо является первым и наиболее пространным среди всех церковных писем Павла, а Послание к Евреям, следующее после него, сопоставимо с ним по богословскому значению, хотя и короче писем к Коринфянам.

(2) После 2 Коринфянам. В некоторых случаях Письмо к Евреям помещалось после 2 Коринфянам [2], замыкая круг из наиболее пространных церковных писем Павла.

(3) Иные случаи. Значительно реже Послание к Евреям располагалось после писем к Галатам [3], Ефесянам [4] или Колоссянам [5]. Такое его положение выглядит весьма нелогичным, а потому и встречается достаточно редко.

После писем к церквам. Достаточно часто Послание к Евреям располагалось после 2 Фессалоникийцам, являясь промежуточным звеном между церковными и личными письмами Павла. Такое положение обнаруживается в Синайском (IV в.), Ватиканском (IV в.), Александрийском (V в.), Ефремовом (V в.), Коаленовском (VI в.), Фриеровом (V в.) и Порфирианском (IХ в.) кодексах, а также в двух маюскулах IХ в. (0150 и 0151) и более чем в шестидесяти минускулах (IХ–ХVI вв.). Такой же порядок отражен в 60-м каноне Лаодикийского собора (363 г.), ряде бохайрских переводов (XII–XIII вв.), у некоторых Отцов Церкви [6], а также в VI в. у Псевдо-Афанасия (Synopsis Scripturae Sacrae, 3).

Конец корпуса. Несмотря на все, сказанное ранее, в подавляющем большинстве случаев Послание к Евреям располагалось после Письма к Филимону, тем самым закрывая корпус писем Павла. Подтверждение этому мы видим в нескольких новозаветных кодексах [7], огромном количестве минускулов (более трехсот), у некоторых Отцов Церкви [8], в 39-м каноне Третьего Карфагенского собора (397 г.), подавляющем большинстве рукописей Вульгаты и Пешитты, переводе Нового Завета Фомы Харкальского (VII в.), а также во многих латинских, бохайрских, эфиопских, армянских и грузинских рукописях [9]. Эта традиция, засвидетельствованная уже в IV в., стала нормативной для канона Нового Завета.

Как видите, история формирования новозаветного канона весьма интересна и увлекательна, и привычный для нас порядок книг не всегда был таким.

———
[1] 46 (III в.); минускулы 103 (XI в.), 455 (XIV в.), 1961 (XIV в.), 1964 (XV в.), 1977 (XIV в.), 1994 (XVI в.); Синайская сирийская рукопись 10 (VIII–IX вв).
[2] Минускулы 1930 (XVI в.), 1978 (XV в.), 2248 (XIV в.); Саидский коптский перевод; Рукопись Битти Cpt. 813 (VII в.); Рукописи Моргана 570 и 571 (IX в.); Саидский перевод 39-го Пасхального послания Афанасия Великого.
[3] Рукопись, предшествующая Ватиканскому кодексу.
[4] Минускул 606 (XI в.).
[5] Кассиодор. Институции, 14.
[6] Афанасий Великий. 39-е Пасхальное послание, 5; Иероним Стридонский. Письмо к Павлину (53), 8; ср. Епифаний Кипрский. Панарион, 42.12.3 (схолий 1 и 39); Козьма Индикоплов. Христианская топография, 5.1230.
[7] Клермонтский кодекс (VI в.); Московский кодекс I (IX в.); Кодекс Ангеликус (IX в.).
[8] Амфилохий Иконийский. Ямбы к Селевку; Decretum Gelasianum (2.4); ср. Епифаний Кипрский. Панарион, 42.12.3 (схолий 1 и 39).
[9] W. H. P. Hatch, “The Position of Hebrews in the Canon of the New Testament,” Harvard Theological Review 29, no. 2 (1936): pp. 146–151.

#да_неужели


Роман

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.