​​Да неужели!?: Порядок книг в Новом Завете. Часть 1

Ни для кого не секрет, что книги Нового Завета распределяются на пять основных разделов: Евангелия, Деяния, Соборные послания, Послания Павла и Апокалипсис. Однако в некоторых рукописях их порядок отличается, да и внутри самих блоков книги иногда располагались по-разному.

1. ПОРЯДОК РАЗДЕЛОВ

• Апокалипсис. Хотя в 99% случаев Апокалипсис располагался в конце Нового Завета, в двух поздних сирийских рукописях [1] он почему-то стоит сразу после Евангелий (Евангелия, Апокалипсис, Деяния…), а в Декрете Папы Дамаса (382 г.) — после писем Павла (Евангелия, Послания Павла, Апокалипсис, Деяния, Соборные послания).

• Деяния. Обычно книга Деяний располагалась сразу после Евангелий, однако в некоторых источниках [2] она отделяется от них посланиями Павла (Евангелия, Послания Павла, Деяния…), а в некоторых [3] — стоит практически в конце (Евангелия, Послания Павла, Соборные послания, Деяния, Апокалипсис).

2. ПОРЯДОК ЕВАНГЕЛИЙ

• Традиционный вариант. Привычное для нас расположение Евангелий встречается уже в Каноне Муратори (II в.) и появляется в большинстве древних источников [4]. Однако существуют еще несколько опций (см. ниже).

• Матфея, Иоанна, Луки, Марка. Порядок, характерный для западного типа текста [5]. Сначала идут тексты апостолов, а затем — спутников апостолов.

• Матфея, Иоанна, Марка, Луки. Встречается всего в двух рукописях [6]. Логика расположения такая же, как и в предыдущем случае, однако Евангелие от Луки стоит последним, чтобы Луки и Деяния, формирующие двухтомник, были рядом.

• Матфея, Марка, Иоанна, Луки. Традиционное расположение Евангелий, где текст Луки перенесен в конец по той же причине, что и в предыдущем случае. Встречается редко [7].

• Матфея, Луки, Марка, Иоанна. Очень редкий вариант, обнаруживаемый лишь у Амброзиастера (IV в.) [8] и в минускуле 498 (XIV в.).

• Иоанна, Матфея, Марка, Луки. Еще один достаточно редкий вариант, встречающийся в некоторых египетских манускриптах [9].

• Иоанна, Матфея, Луки, Марка. Достаточно редкий вариант, встречающийся в двух средневековых минускулах [10], псевдоэпиграфе Иоанна Златоуста [11], а также в Палатинской антологии Константина Кефалы (1.80–85).

• Марка, Матфея, Луки, Иоанна. Хотя хронологически данный вариант выглядит корректным, отражая хронологию написания Евангелий, встречается он всего лишь в одной древнеанглийской средневековой рукописи [12], а также на мозаике в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне (V в.).

• Марка, Луки, Матфея, Иоанна. Редкий вариант, представленный лишь в одной древнеанглийской средневековой рукописи [13], хранящейся в Бодлианской библиотеке (Англия).

Продолжение следует.

———
[1] Рукопись Кроуфорда (XIII в.), Гарклейская рукопись (XIII в.).
[2] Иероним Стридонский. Письмо к Павлину (53), 8; Синайский кодекс (IV в.), Фульдский кодекс (VI в.).
[3] Декрет Папы Дамаса (382 г.); Филастрий. Книга ересей, 88; Августин. Христианская наука, 2.13; Исидор Севильский. Предисловия к книгам Ветхого и Нового Завета, 13; Папа Евгений IV. Cantate Domino (1442 г.).
[4] Ириней Лионский. Против ересей, 3.1.1; Евсевий Памфил. Церковная история, 5.8.2; 6.25.3–6; Августин. О согласии евангелистов, 3.1.2.
[5] 45 (III в.), Кодекс Безы (V в.), Вашингтонский кодекс (V в.), Мюнхенский кодекс (Х в.), а также несколько минускулов, готские, сирийские и латинские переводы.
[6] Кларомонтанский кодекс (VI в.), минускул 888 (XIV в.).
[7] Рукопись Кюртона (V в.), Канон Моммзена (IV в.).
[8] G.G. Gamba, ‘A Further Reexamination of Evidence from the Early Tradition’, в New Synoptic Studies: The Cambridge Gospel Conference and Beyond (Macon, GA: Mercer University Press, 1983), 25–26.
[9] F.Η.A. Scrivener, A Plain Introduction to the Criticism
of the New Testament, 2nd ed. (Cambridge, 1874), 343, 351.
[10] Минускулы 19 (XII в.) и 90 (XV в.).
[11] Synopsis Veteris et Νovi Testamenti.
[12] Королевская рукопись Британского музея 1А XIV (XII в.).
[13] Рукопись Хаттона 38 (XIII в.).

#да_неужели


Роман Павловский

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.