Проклятые вопросы: Можно ли искупить свои грехи? Часть 2
Продолжаем наше исследование Иак. 5:19–20. В прошлый раз мы поговорили о трех возможных токованиях данного отрывка и остановились на весьма важном вопросе: какое же толкование верно? Кто будет спасен от смерти и кому простятся грехи: грешнику или тому, кто его обратит?
В предыдущем посте я указывал, что первое из этих толкований типично для протестантизма, а вот второе обычно отвергается. Причины для такого отвержения безусловно есть, но для многих экзегетов она всего одна: такое понимание полностью рушит протестантское учение о спасении и природе оправдания. Соответственно, мы имеем дело с классической эйзегезой, когда тексту заведомо навязывается нужное значение, чтобы оно не противоречило «правильному» богословию.
Однако если мы предпримем попытку взвешенно прочитать исследуемый отрывок, то увидим, что корректно именно второе толкование. Соответственно, речь идет о том, кто проповедует, и обетования, связанные со спасением от смерти и прощением грехов, относятся именно к нему. Подкрепить свое заключение я могу не только указанием на то, что такая интерпретация обнаруживается у ряда раннехристианских авторов [1], но и некоторыми аргументами.
Дело в том, что принципиально вся дискуссия сводится к паре фундаментальных вопросов: имеет ли человек соучастие в деле спасения (добрые дела)? и чем является оправдание: одномоментным событием (вменяемая праведность) или же процессом? Не вдаваясь в особые подробности, я бы отметил, что учение ранней Церкви однозначно: человек — соучастник своего спасения, а оправдание — это процесс длиною в жизнь.
Но даже если мы не будем прочитывать Иакова через призму Отцов Церкви, мы все равно придем к такой интерпретации. Дело в том, что Писание неоднократно говорит о том, что наши усилия по обращению грешников имеют прямое влияние и на нашу духовную жизнь. Об этом, например, пишет апостол Павел, обращаясь к Тимофею: «Вникай в себя и в учение, будь постоянен в этом. Ибо делая это, ты и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16; ср. Иез. 3:18–21).
Такая идея апостола — не богословское ноу-хау, а последовательное учение иудаизма [2], которое позже стало неотъемлемой частью христианской традиции [3]. Базируется оно на весьма важном библейском постулате, утверждающем, что Господь поступает с нами так, как мы поступаем с другими [4], и этот принцип, кстати, напрямую упоминается в Послании Иакова (Иак. 2:12–13). Ища спасения для других, мы и сами будем спасены, потому что Бог вознаграждает тех, кто служит Его детям.
Тут стоить упомянуть, что добрые дела — не какая-то факультативная деятельность (ср. Тит. 3:8), а одна из целей нашего спасения. Мы были возрождены для добрых дел (Еф. 2:10; Тит. 2:14), чтобы наша вера «действовала любовью» (Гал. 5:6). Живя так, мы не только прославляем Отца (Мф. 5:16; 1 Пет. 2:12), но и получаем от Него награду, которая напрямую влияет на наше спасение.
Понимая это, не стоит удивляться, например, совету Даниила, который был дан Навуходоносору: «Загладь свои грехи, творя правду, и свои беззакония — милосердием к притесненным» (Дан. 4:24). Даниил не исповедует ересь, но вторит ясному учению Танаха о том, что милостыня избавляет от грехов [5]. Это учение — не что иное, как прямое применение тех богословских истин, о которых я говорил выше.
Итак, о чем говорит Иаков? О великом обетовании для христиан: тот, кто обратит грешника, будет не только спасен от смерти, но и получит прощение многих грехов. Поэтому, да: в каком-то смысле человек может искупить свои грехи.
———
[1] Ориген. Гомилии на кн. Левит, 2.4.5; Ефрем Сирин. В подражание притчам; Иларий Арелатский. Вступительный трактат на Послание Иакова, 5.19; Иоанн Кассиан. Собеседования, 20.8.
[2] Мишна. Пиркей Авот, 5.18; Вавилонский Талмуд. Йома, 87a; Тосефта. Йома, 5.11.
[3] Послание Варнавы, 19.10; 2 Климента, 15.1; 17.2; Деяния Фомы, 6.
[4] Мк. 11:25; Мф. 6:14–15; 18:23–35; Лк. 6:35.
[5] Тов. 4:7–11; 12:9; Сир. 3:30; ср. Притч. 22:9.