Проклятые вопросы: Можно ли искупить свои грехи?

В Священном Писании есть несколько весьма загадочных отрывков, и Иак. 5:19–20 — один из них. Завершая свое послание, апостол пишет: «Братья мои, если кто между вами уклонится от истины, и обратит кто его, — пусть тот знает, что обративший грешника с ложного пути его спасет душу его из смерти и покроет множество грехов». Сразу же возникает весьма важный вопрос: кто будет спасен от смерти и чьи грехи будут покрыты: грешника или того, кто его обратит?

По своей форме интересующие нас стихи являются эпистолярным заключением (сonclusio), содержащим апостольское увещание (exortatio) о грехе апостасии. На это явно указывает глагол πλανάω (планáо; «уклоняться», «сбиваться с пути»), который в Септуагинте неоднократно используется для описания отпадения от веры [1]. Соответственно, увещание направлено к христианскому сообществу и касается обращения грешника от одного из наиболее тяжких грехов [2].

Это обращение несет в себе колоссальное духовное благословение: спасение от смерти и покрытие греха. Под смертью понимается не просто конец физической жизни, но эсхатологическое осуждение [3], а под покрытием — прощение и устранение вины за грех. Это правда, что глагол καλύπτω (калу́пто) может означать «скрывать» или «утаивать» [4], однако в данном контексте он означает именно «покрывать», подчеркивая силу и тотальность Божьего прощения (Пс. 31:1; 84:1; Рим. 4:7).

Но главный вопрос все-таки остается: кто будет спасен от смерти и чьи грехи будут прощены? Существуют три возможные опции:

1. Кающийся и проповедующий. Некоторые исследователи, основываясь на Иез. 3:18–21, считают, что в данном стихе присутствует дихотомия: грешник, который кается, спасает свою душу от смерти, а праведник, его обративший, покрывает множество своих грехов. Основной аргумент против такой интерпретации состоит в том, что подобное разделение совершенно неочевидно и крайне нелогично, а потому читатель о нем вряд ли бы догадался.

2. Кающийся. Наиболее популярная на сегодняшний день трактовка утверждает, что речь в данном отрывке идет об одном человеке, коим является кающийся грешник. Это он, обращаясь к истине, спасает свою душу от смерти и это он покрывает множество своих грехов. Другими словами, Иаков вторит словам Христа, провозглашающим тотальность Божьего прощения: «Все будет прощено сынам человеческим» (Мк. 3:28; ср. Мф. 12:31). Как кажется, такая интерпретация вполне логична, однако есть в ней один немаловажный изъян: спасенный «от смерти» не нуждается в прощении грехов, поскольку рождение свыше и так предполагает полное очищение.

3. Проповедующий. Существует и другое толкование, утверждающее, что оба обетования обращены не к грешнику, а к верующему, который, обращая отпавших, спасает свою душу от смерти и обретает прощение грехов. Такая интерпретация имеет сильное сопротивление со стороны протестантских библеистов, поскольку она подрывает учение о Sola Fide и разрушает теорию Лютера о вменяемой праведности. Более того, как соединенный со Христом христианин может иметь множество грехов? Понимая эту трудность, некоторые предполагают, что речь идет о прощении будущих прегрешений, но это весьма сомнительно. На самом деле, вся проблема снимается, если понять, что фраза «множество грехов» — простое идиоматическое выражение, означающее «все грехи» [5], а потому текст подчеркивает не количество чьих-то прегрешений, а силу Божьего прощения.

Но все-таки какая интерпретация верна? Может ли человек искупить собственные грехи? Или же правы протестанты, утверждающие обратное? Об этом мы поговорим в следующий раз.

———
[1] Прем. 5:6; 12:24; Ис. 9:16; Иез. 34:4.
[2] Евр. 6:4–6; 10:26–31; 2 Пет. 2:20–22.
[3] Иак. 1:15; ср. Втор. 30:19; Иов. 8:13; Пс. 1:6; 2:12; Притч. 2:18; 12:28; 14:12; 15:10; 2 Ездры, 7.48; 2 Варуха, 85.13.
[4] Гомер. Одиссея, 8.503; Софокл. Царь Эдип, 1411; Антигон, 1254.
[5] Ср. Притч. 10:12 и 1 Пет. 4:8; 1 Климента, 49.5; 2 Климента, 16.4; Климент Александрийский. Педагог. 3.91.3.

#проклятые_вопросы


Роман Павловский

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.