Церковные перлы: Первая церковь была протестантской. Часть 2
Немного подумав о прошлой публикации, было упущено пару важных деталей, а потому решил написать этот пост, чтобы немного дополнить сказанное ранее. Итак, вот еще несколько причин почему первая Церковь не была протестантской:
• Библия. Для многих протестантов ежедневное чтение Библии — основа духовной жизни. Проблема, однако, в том, что к ранней Церкви это имеет слабое отношение. Как мы знаем, канон Нового Завета был окончательно утвержден к концу IV в., а потому в первые века христианства Церковь даже не располагала своим Священным Писанием. Если же говорить о Ветхом Завете, то его христианский канон утверждался на тех же соборах, что и канон Нового Завета, а потому проблемы это не решает. Более того, не стоит забывать, что вплоть до второй половины XVII в. подавляющее большинство людей были неграмотными, а потому ни о каком чтении Библии с чашечкой утреннего кофе речи в раннем христианстве не шло. На самом деле, духовность первых христиан составляли: литургия, регулярное участие в таинствах, пост, молитва и дела милосердия.
• Канон Ветхого Завета. Говоря о Писании, я бы хотел сделать важное уточнение. Думаю, многим известен тот факт, что в XVI в. Мартин Лютер удалил из Танаха семь так называемых «апокрифических» книг, тем самым сократив Писание, принятое на христианских синодах. Именно канон Лютера стал стандартным в протестантизме, и именно этот факт, как мне кажется, уже дискредитирует протестантизм, потому как Библия ранней Церкви и Библия Лютера — понятия совершенно разные.
• Sola Scriptura. Еще один вопрос, неразрывно связанный с Библией, это принцип Sola Scriptura, утверждающий, что только Писание является наивысшим авторитетом в Церкви. Опять же, это имеет слабое отношение к раннему христианству. Во-первых, вплоть до конца IV в. еще не был сформирован канон. Во-вторых, не Библия создала Церковь, а Церковь выразила свою веру в текстах Нового Завета, а потому именно Церковь предшествует Библии и является «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3:15). В-третьих, власть в Церкви была вверена в руки апостолов (Мф. 16:18–19; 18:18), от которых из поколения в поколение передается христианская Традиция. Именно Традиция (частью которой является Писание) и церковная иерархия являются наивысшим авторитетом в Теле Христовом.
• Проповедь. Как мы знаем, со времен Реформации проповедь стала центральным элементом протестантского богослужения, в то время как центральным элементом христианской литургии всегда была Евхаристия. Таким образом, в XVI в. произошел фундаментальный сдвиг: стол Божий был смещен пасторской кафедрой, и я считаю, что именно это стало настоящей трагедией, разрушившей протестантизм с самого начала. Почему? Да потому что центром богослужения стала не жертва Христа, а человек с его монологами, и после этого всерьез говорить о христоцентричности протестантизма для меня не представляется возможным.
• Теология. Практически нет ни единого вопроса, по которому протестантизм был бы согласен с учением ранней Церкви. Это касается как каких-то второстепенных деталей, так и фундаментальных вопросов веры. И тут, конечно же, перед нами два простых варианта: либо протестантизм ошибается, либо Церковь с самого начала исказила учение Христа. Конечно же, я считаю, что ошибается именно протестантизм, и думаю я так не потому, что мне так просто хочется, а потому что Сам Христос пообещал, что будет хранить Свою Невесту (Мф. 16:18).
В принципе, сказанного достаточно, чтобы понять, что первая Церковь не была протестанткой, и именно по этой причине мне искренне не понятна манера разговора некоторых верующих, которые говорят так, как будто это Католицизм или Православие были созданы в XVI в., а не наоборот, и как будто именно эти церкви привнесли в христианскую традицию какие-то невиданные до этого богословские новшества. К сожалению, было иначе, и необходимо иметь мужество это признать.