Церковные перлы: Первая церковь была протестантской. Часть 1
Среди протестантов бытует мнение, что новозаветная Церковь была похожа на протестантскую: не было ни храмов, ни иерархии, ни литургии, ни канонов, ни таинств (в их традиционном понимании). Все было как-то просто: собирались по домам, пели песни, молились, читали Писание, слушали проповеди. Короче, были вполне протестантами. Но так ли это? Давайте разбираться.
• Храм. Это правда, что у первых христиан не было храмов, на что обращали внимание даже язычники [1]. Однако это обстоятельство совершенно не означает, что Церковь не видела нужды в особом сакральном пространстве. Во-первых, до первой половины IV в. христианство имело статус religio illicita («недозволенная религия») и постоянно подвергалось гонениям. Во-вторых, первые верующие были иудеями, продолжающими посещать Храм [2], а потому не имели нужды в собственных местах поклонения. Такая нужда появилась позже (см. ниже).
• Домашние церкви. Из писем Павла мы знаем, что первые христиане собирались по домам [3]. Это была вынужденная мера, порожденная гонениями, а также естественным процессом отделения христианства от иудаизма, который был ускорен указом императора Клавдия (41 г.), запрещающим еврейские собрания [4]. Но даже собираясь по домам, Церковь считала, что собирается в сакральном месте, о чем знали даже язычники, называющие домашние церкви sacraria («святилища») [5]. Так, например, у Псевдо-Климента (II в.) мы читаем о некоем Феофиле, который «освятил» свой дом под церковь, в котором был установлен «престол Петра» [6].
• Литургия. Протестанты считают, что собрания первых христиан были похожи на протестантские. Это не так. Уже в книге Деяний мы читаем о собрании в Антиохии, во время которого верующие «служили Богу и постились» (Деян. 13:2). Глагол «служить» — это греческий глагол λειτουργέω (леитургéо), который хотя и может означать некое служение в общественном смысле слова, в контексте богослужения всегда означает служение, совершаемое левитами и священниками [7]. Соответственно, по своему характеру служение первой Церкви было литургическим.
• Таинства. Неотъемлемой частью этого служения были таинства, которые понимались не как символы, а как действительные знаки Божьей благодати. Конечно же, центром таинств являлась Евхаристия, которая совершалась на каждом богослужении и во время которой совершалось реальное пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя (1 Кор. 10:16). Помимо этого, существовали и другие шесть таинств о переходе в католицизм.
• Иерархия. Эти таинства совершались только рукоположенными служителями. Изначально это были апостолы, а затем и рукоположенные ими епископы и пресвитеры [8], которые становились служителями только через таинство рукоположения (1 Тим. 5:22; Тит. 1:5). Наряду с ними существовал и диаконат. Таким образом, нет никаких сомнений, что в первой Церкви присутствовала четкая иерархия клира.
• Каноны. Нередко считается, что в первой Церкви не было канонов, что, конечно же, не так. Да, их не было в такой организованной форме, как в последующие века, однако постановления Иерусалимского собора (Деян. 15:22–29) и встречающиеся в Новом Завете списки грехов вполне можно считать протоканонами раннего христианства.
В общем-то, говорить на эту тему можно до бесконечности, но, как мне кажется, факты вполне однозначны: первая Церковь не была протестантской.
———
[1] Минуций Феликс. Октавий, 10.2.
[2] Лк. 24:53; Деян. 2:46; 3:1, 3, 8; 5:20–21, 25, 42; 21:26–30; 22:17; 24:18; 26:21.
[3] Рим. 16:5; 1 Кор. 16:19; Флм. 2; Кол. 4:15.
[4] Дион Кассий. Римская история, 60.6.6.
[5] Минуций Феликс. Октавий, 9.1.
[6] Псевдо-Климент. Узнавания, 10.71.
[7] Исх. 28:35, 43; 29:30; Числ. 18:2; Сир. 4:14; 45:15; Иф. 4:14; 1 Макк. 10:42; Евр. 10:11; 1 Климента, 32.2.
[8] Деян. 14:23; 20:28; 1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6.