Posted by Роман on

Непонятные вопросы: спасение и дела. Часть 2

Продолжаем обсуждение отрывка Рим. 10:1–13, в котором Павел рассуждает о причинах, по которым Израиль так и не достиг спасения. Как мы выяснили в прошлый раз, причиной этому является неправильное отношение к Закону.

Говоря кратко, Павел формулирует два противоположных подхода: достижение праведности через исполнение дел Закона (9:31–33; 10:3) и достижение праведности во Христе (10:4). Чтобы проиллюстрировать их, в 10:5 и 10:6–8 он приводит две группы текстов (Лев. 18:5; Втор. 30:12–14), буквально сталкивая их лбами.

В самом этом «столкновении» нет ничего необычного, потому как в иудейской литературе раввины довольно часто прибегали к такому методу аргументации. Куда более интересным представляется реконтекстуализация данных отрывков, потому как в своем оригинальном значении оба из них говорят об исполнении Закона. Павел же сознательно изменяет смысл и контекст этих стихов, уподобляя свое толкование мидрашу.

Иллюстрируя ошибочный подход иудеев к праведности (10:5), он частично цитирует отрывок из Лев. 18:5, который в своем оригинальном контексте говорит о том, что послушание Закону дарует благоденствие (ср. Лев. 18:29). Однако интересно, что апостол перетолковывает фразу «человек будет жив» в сотериологическом смысле, изменяя значение слова «жизнь» с обыкновенного физического существования на жизнь вечную [1].

Говоря же о правильном подходе (10:6–8), при котором мы достигаем праведность через веру в Спасительный дар Иисуса Христа (10:4, 9–10), он ссылается на Втор. 30:12–14, основная идея которого, в его оригинальном контексте, состоит в том, что соблюдение Закона не было неподъемным бременем для Израиля: чтобы исполнить заповеди Божьи, евреям не надо было «восходить на небо» или «пересекать моря». Нет, Закон был даром Бога, пребывающим на устах и сердцах Его народа.

Эту же аналогию Павел переносит и на Христа. Так, праведность от веры не требует от человека «свести Христа с небес» (10:6) или «воскресить Его из мертвых» (10:7; ср. Пс. 106:26) — то есть сделать то, что ему не под силу. Все, что было нам не под силу, совершил Христос, а для нас, как и для Израиля, праведность есть даром Божьим (10:8), получить который мы можем через веру (10:9–10).

И вот, в 10:9–10 Павел делает фундаментальное утверждение о сути христианской веры. Так, верить во спасение — это «исповедовать устами» и «верить сердцем» (ср. Втор. 30:14) в господство и воскресение Иисуса. Чтобы понять всю силу этого утверждения, необходимо держать в голове прежние слова Павла о том, что сердца грешников «объяты тьмой» (1:21), а их рот исполнен «желчи и проклятий» (3:14). Они — рабы греха, онтологически отделенные от Бога.

Но христиане, внимая слову проповеди (10:8), сталкиваются с Духом Божьим, освобождающим их от греха и смерти (8:2–4). Этот Дух просвещает сердца и очищает уста, и говоря об этом, Павел подчеркивает всеобъемлющий характер спасения, охватывающего всего человека. Так, вера, рождающаяся в сердце, ведет к исповеданию Иисуса Господом (10:9–10), и это является знаком подлинного обновления в Иисусе Христе. Именно это вхождение во Христа и обновление в Нем дает человеку возможность приобщится к праведности, которая не от дел Закона, но от Самого Господа.

Итак, говорит ли Павел о том, что мы спасаемся делами? Как мне кажется, нет. Слово «дела» для него имеет весьма определенное значение, означая исполнение предписаний, записанных в Законе Моисея.

Но вера и исповедание, о которых он говорит в этом отрывке, — это не «дела», а отклик человека на спасительный призыв Божий (простите, мои друзья-кальвинисты), свидетельствующий о работе Духа в его сердце. Этот дар спасения — близко. Он настолько близко, что «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (10:13).

———————
[1] Ср.: Тосефта. Хуллин, 10.16; Сифрей Дварим, 336.2; Авот рабби Натана, 40а; Иерусалимский Талмуд. Хагига, 2.1, §9; ср. 3 (2) Ездры, 7:21; Мишна. Авот, 6:7.

#проклятые_вопросы #непонятные_вопросы


Роман

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.