Posted by Роман on

Дети: принцип Соломона

Дети: принцип Соломона

Еще за девять веков до нашей эры царь Соломон (которого называли самым мудрым царем в истории) сравнил воспитание детей со стрельбой из лука: «Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые» (Пс.126:4). Что-то в этом есть… Ведь недаром существует понятие «цель жизни», – у стрелы тоже есть цель. И не случайно есть выражение «пробивной человек», – у стрелы тоже есть пробивная способность. Соломон явно знал, что говорил. 
Что важнее?
Первым делом стрелу нужно заточить. А ребенку – объяснить «пирамиду» жизненных ценностей: на острой вершине ее – самое важное, дальше – то, что на втором месте в жизни, на третьем, четвертом… или в разделе «без этого можно обойтись». Что же советовал помещать на вершину «пирамиды ценностей» царь Соломон? В своей Книге Екклесиаст он писал: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл.12:13). Некоторых людей смущает слово «бойся»: мол, не нужно воспитывать страх. Но здесь речь идет не о парализующем страхе, а о чем-то «страшно важном», о верховной ценности.
Так, многие люди боятся потерять деньги; остаться в одиночестве; а кто-то страшится потерять власть и готов на все, чтобы сохранить ее… Вот так, когда считаешь что-то основой своей жизни и ради сохранения главного готов жить по определенным принципам, – так, по мнению Соломона, стоит относиться только к Богу. И передать это отношение своим детям.
На то есть причины. Любовь к Богу очень благотворно влияет на личность человека: помогает позитивно смотреть на жизнь, дает твердый внутренний стержень – силу не сломаться в испытаниях, способность «пробить» сопротивление обстоятельств… Недаром Иисус Христос назвал самой важной заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Матф.22:37).
Любовь к Богу лучше всего прививать своим примером в повседневной жизни. Скажем, если мы признаем свои ошибки и просим за них прощения, в том числе и у ребенка, – он с детства учится не только честности… но и тому, что заповеди едины для всех: и для маленьких, и для взрослых. Когда мы сами стараемся поступать так, как учил Иисус, – наш пример для них заразителен. Это – школа духовности.

Цель
Стреле нужна цель. Маленького человека тоже нужно сориентировать в жизненных целях. Есть мнение, что о целях с детьми нужно говорить ближе к окончанию школы. Но вспомните: когда нас посещают первые мысли на тему: «Кем я хочу быть, когда вырасту»? Задолго до школы! Значит, как только ребенок проявляет интерес к разным занятиям, – можно говорить с ним и о целях. Конечно, на детском уровне, простыми словами, сопровождая их поступками.
Делать это можно по схеме «цель – средство – результат»: «Хочу, чтобы в доме было чисто, поэтому выношу сейчас мусор… видишь, как стало красиво?» «Хочешь повесить курточку, а некуда? Давай прикрутим вешалку к стене,.. теперь у тебя собственная вешалка, как у мамы и папы». И ребенок усвоит, что цель, средство и результат – взаимосвязаны.
Но какая цель хороша, а какая бесполезна? Какие способы ее достижения добры, а какие –недостойны? Это можно объяснять детям на примере историй из жизни, полезных фильмов, своего опыта. Обсуждайте, задавайте вопросы, разговаривайте. Это потребует времени, но окупится в будущем: «Рассудительность будет оберегать, разум будет охранять» ваших детей (см. Прит.2:11). Учите ребенка думать и делать выбор на основании вечных библейских ценностей. Это – школа здравого смысла.

Набираем силу!
Чтобы стрела полетела в цель, нужно натянуть лук. Личности ребенка тоже нужно помочь прийти в «боевую» готовность: развить в нем добрую волю. Это не просто. Ведь в каждом из нас, кроме духовного, есть и плотское начало с его несдержанностью, раздражительностью, животными реакциями. Это начало нужно смирить, чтобы духовное в ребенке господствовало над эгоистическими желаниями. На языке Библии это называется «уничтожать духом дела плотские», т. е. не жить животными инстинктами, а быть человеком. Ребенка нужно научить, когда надо, умерять свое «хочу»; заботиться о других; уметь отказаться от моментального удовольствия ради большой желанной долгосрочной цели.
Такие навыки для ребенка – начало жизненного успеха. Они позволят ему не только говорить, но и жить достойно; не только ставить верные цели, но и достигать их; не только овладевать знаниями, но и владеть собой. Личный пример родителей и тут необходим. Но бывает, что одного примера мало, нужны разумные наказания: во-первых, соответственные возрасту. Во-вторых, обучающие, – чтобы ребенок увидел не наши эмоции, а связь между своим поступком и его последствиями. Не собрался вовремя – не пошел на прогулку; солгал – на время лишился доверия; истратил разом все карманные деньги – жди до следующей недели… А вот если ребенок в чем-то победил самого себя, пусть получает признание и награду! Это – школа самообладания.

Поправка на ветер
Под влиянием сильного ветра стрела может уйти мимо цели. Поэтому хороший лучник чуть смещает прицел против ветра, чтобы уравнять направление стрелы. Так же и с воспитанием ребенка: его нужно научить «не прогибаться под изменчивый мир», идти к цели своей жизни независимо от того, в моде ли она на данный момент. (Это касается и выбора профессии, и духовного служения).
В разные времена по миру носились разные «ветры»: «ветер» атеизма, когда над верующими смеялись; «ветер» поклонения маммоне, когда за деньги убивали в бандитских разборках; «ветры» сексуальной революции, воинствующего гламура, национализма… Важно научить своих детей уметь идти «против ветра». Не отклоняться от заветной мечты, которую вложил в их сердце Бог. Это – школа устойчивости.

Пусти!
Стрелу – пускают. И последнее, самое трудное для родителей, – отпустить своих детей. В определенный момент, когда ребенок подрос, нужно начать общаться с ним как со взрослым, чтобы со временем перейти на равноправные отношения.
Общение с детьми не заканчивается, оно просто переходят в другой формат. Ребенок начинает жить своей жизнью, стрела «выпущена», и ее дальнейший «полет» – больше ответственность самого ребенка, чем родителей. Мы можем молиться за детей, если надо – иногда дать совет или помочь. Но «рулить» уже нет нужды: если мы все сделали правильно, – дети справятся.
Но как не наделать ошибок, как выполнить свою родительскую миссию верно? Тут нам самим нужна помощь. И в Библии сказано: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему» (Иак.1:5).
Если мы попросим Бога, Он – через Свои слова в Библии, через людей, через обстоятельства – поддержит, подскажет, поможет. Ведь, хоть мы и родители, для Небесного Отца мы – любимые дети.

Кира БЕСЕДОВА.

Роман

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.