Posted by Роман on

Да неужели!? Дары волхвов

Церковь отмечает праздник Богоявления — один из древнейших праздников в христианской традиции.

Изначально в этот день вспоминали три евангельских события раскрывших миру божественность Христа: поклонение волхвов, Крещение и чудо в Кане Галилейской. Сейчас, однако, Крещение является отдельным торжеством, а в день Богоявления основной акцент делается именно на поклонении волхвов (Мф. 2:1–12). Сегодня же мы обратим внимание на дары, которые они принесли Иисусу.

Базовый сюжет данной истории основан на контрасте: иудеи в лице Ирода отвергают царскую идентичность Христа, а язычники целенаправленно идут на поклонение Ему. Звезда, ведущая их, является аналогом облака, которое сопровождало Израиль в пустыне, а потому вся история написана с позиции истории спасения. Это правда, что в античных источниках также встречаются рассказы о звездах и кометах, появляющихся при каких-то знаковых событиях [1], однако история волхвов все-таки пропитана ветхозаветным контекстом.

Матфей говорит, что прийдя в дом святого семейства, они поклонились Христу и открыли «сокровища свои», принеся в дар «золото, ладан и смирну» (2:11). Основная черта, объединяющее эти дары, — их большая стоимость. Дело в том, что ладан производился из смолы деревьев, растущих в Аравии, Индии и Сомали, а смирна — из тех, что растут в Аравии и Эфиопии [2]. Широкий спрос на эти благовония, используемые не только в религиозном культе, но и, например, медицине, кулинарии или косметике [3], приводил к тому, что их импорт стоил больших денег.

Основываясь на этом, многие исследователи полагают, что основная идея Матфея — подчеркнуть царский статус Христа. Дело в том, что золото, ладан и смирна — дорогостоящие дары, являющиеся царским подарком, и из Ветхого Завета мы знаем, что золото и смирна были принесены в дар Соломону язычниками, а золото и ладан были неотъемлемой частью Храма, который он построил [4].

Нет никаких сомнений, что за историей поклонения волхвов стоят два важнейших ветхозаветных текста: Ис. 60:1–6 и Пс. 71:10–11. Так, Пс. 71 говорит о том, что языческие цари придут на поклонение Соломону (ср. Пс. 71:1) и принесут ему драгоценные дары, а у Исаии содержится эсхатологическое пророчество о язычниках, которые с золотом и ладаном придут в Иерусалим поклониться Господу, свет Которого воссияет над святым городом.

Соответственно, история волхвов — это реализация типологии Соломона и исполнение пророчества Исаии. Оба этих мотива соединяются в последующей иудейской литературе [5], и оба этих мотива очевидны из теологии Матфея, для которого Иисус — не только эсхатологический Царь из дома Давида [6], но и великий Бог [7]. Интересно подметить, что эсхатологический приход язычников на поклонение нередко рассматривался как возвращение ко временам Соломона [8], что еще более усиливает эту теорию.

Наконец, стоит сказать, что многие ранние Отцы Церкви видели в этих дарах пророческие прообразы Христа: так, золото символизировало Его царский статус, ладан — Его божественность, а смирна указывала на Его смерть [9]. Соответственно, дары волхвов — это не просто милые подарки, но знаки, подчеркивающие главные аспекты идентичности Иисуса, царя мира.

———
[1] Вергилий. Энеида, 2.694; Цицерон. О дивинации, 1.23.47; Светоний. Божественный Август, 94; Нерон, 36; Иосиф Флавий. Иудейская война, 6.5.3–4 §§289–312.
[2] C. S. Keener, The Gospel of Matthew (Grand Rapids, MI: William B. Eerdmans, 2009), 104.
[3] Ibidem.
[4] 3 Цар. 10:2, 25; 1 Пар. 9:29; 2 Пар. 9:24; Неем. 13:5, 9; Сир. 47:18.
[5] Псалмы Соломона, 17.31; 1 Еноха, 53.1; Берешит Рабба, на 49.10.
[6] Мф. 1:1; 9:27; 12:23; 15:22; 20:30–31; 21:9, 15; 22:42.
[7] Ср. Мф. 1:23; 3:3; 4:7; 7:21–22; 12:8; 21:3 и др.
[8] Агг. 2:7–9; Завет Вениамина, 9.2.
[9] Ириней Лионский. Против ересей, 3.9.2; Климент Александрийский. Педагог, 2.8.63, 5; Ориген. Против Цельса, 1.60; Феодот Анкирский. Гомилии, 1.5 и др.

#да_неужели


Роман

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.