Posted by Роман on

Проклятые вопросы: «Господи, вот здесь два меча»

В своем недавнем видео «Был ли Христос пацифистом?» я кратко рассматривал тексты, которые обычно используются для доказательства пацифизма Иисуса. Сегодня же я хочу поговорить об обратной стороне медали и обсудить знаменитый отрывок из Евангелия от Луки, который довольно часто используется сторонниками милитаризма:

«И сказал им: когда Я послал вас без мешка и сумы и обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они сказали: ни в чем. И Он сказал им: но теперь, у кого есть мешок, пусть возьмет; также и суму; и у кого нет, пусть продаст одежду свою и купит меч; ибо говорю вам: нужно, чтобы совершилось на Мне это слово Писания: «И к беззаконным причтен». Ибо и то, что о Мне, приходит к концу. Они же сказали: Господи, вот здесь два меча. И Он сказал им: довольно» (Лк. 22:35–38).

Последняя фраза апостолов и последующий ответ Иисуса нередко интерпретируются как одобрение милитаризма. Однако данное толкование весьма обманчиво. Чтобы корректно интерпретировать прочитанное, необходимо внимательно посмотреть на контекст и цель отрывка. Именно эти два параметра определяют значение перикопы.

Итак, данный диалог происходит на Тайной вечере (22:14–38), после чего Иисус уже идет на молитву в Гефсиманский сад (22:39–46). То есть мы имеем дело с последними часами Его земной жизни, которые всецело устремлены к кресту. Как я уже отмечал, смерть Иисуса — цель воплощения, а потому Он не собирался защищаться. Следовательно, использование оружия в данном случае шло вразрез с планом Бога.

Завершая Тайную Вечерю, Иисус говорит о последующей судьбе Его последователей, апеллируя к их опыту: «Когда Я послал вас без мешка и сумы и обуви, имели ли вы в чем недостаток?» (22:35). Речь идет о миссии учеников, которых Он посылал на проповедь без минимальных необходимых вещей (9:3; 10:3–4), чтобы не только научить их доверию Господу и воочию продемонстрировать Его заботу, но и указать на святость их служения. Дело в том, что запреты Христа схожи с правилами, отраженными в Мишне, которые запрещали приближаться к Храмовой горе в обуви и неся личные вещи (Брахот, 9.5).

Но с предстоящей смертью Христа все радикально меняется: «Но теперь, у кого есть мешок, пусть возьмет; также и суму; и у кого нет, пусть продаст одежду свою и купит меч» (22:37). Теперь ученики должны быть полностью готовы к новой реальности, в которой будет место трудностям, испытаниям и даже физической опасности. Страдания Христа открывают новый период, который будет отмечен трудностями и преследованиями, что позже сам Лука отразит в книге Деяний (Деян. 4:25–31; 8:1–3; 9:1–2; 12:1–5).

На эту радикальную смену парадигмы указывает смена символики: так, ученики должны взять не только мешок и суму (провиант и личные вещи), но и меч (средство защиты). Обувь, которая является символом мирного путешествия, сменяется мечом, указывающим на потенциальную физическую угрозу. Но важнее смены символов это смена контекста: ранее апостолам не нужны были даже наиболее базовые вещи; теперь же они должны быть готовы ко всему.

Но тут есть нюанс. Мешок, сума и меч — это символы, указывающие на определенные жизненные обстоятельства, а не конкретный чек-лист для Двенадцати (и последующих учеников). Христос совершенно не говорит, что апостолы должны брать с собой какие-то материальные предметы. Его слова — символическое описание новой реальности.

Основной аргумент в пользу такого толкования: греческая грамматика. На слова апостолов об уже имеющихся двух мечах, Христос отвечает: «Довольно!» (22:38). Смысл слов Спасителя не в том, что двух мечей вполне достаточно для обороны, а в том, что ученики должны незамедлительно прекратить такого рода разговоры, и такая конструкция вполне типична для семитских языков [1]. Это же подтверждается и контекстом (22:37).

Итак, Христос не говорит о вооружении учеников, но предупреждает о грядущих испытаниях. Не более, не менее.

———
[1] Ср. Быт. 45:28; Исх. 9:28; Втор. 3:26; 3 Цар 19:4; 1 Пар. 21:15; 1 Макк. 2:33.

#проклятые_вопросы


Роман

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.