Posted by Роман on

​​Да неужели!?: Если соблазнит тебя рука твоя…

Уверен, каждому из нас хорошо известно предостережение Христа: «И если соблазнит тебя рука твоя, отруби ее: лучше тебе без руки войти в жизнь, чем с двумя руками пойти в геенну, в огонь неугасимый» (Мк. 9:43; Мф. 5:30; 18:8). Подобные слова Спаситель произнес и о ноге (Мк. 9:45; Мф. 18:8), и о глазе (Мк. 9:47; Мф. 5:29; 18:9). Но что они означают?

Базовый смысл этих поучений весьма ясен: Христос призывает к радикальной борьбе с искушениями, но о каких именно искушениях Он говорит? Что подразумевается под образами руки, ноги и глаза? Многие церковные комментаторы по-разному отвечали на этот вопрос:

• Грешные христиане. Со времен Оригена (II в.) появилось толкование, утверждающее, что рука, нога и глаз символизируют грешных христиан, входящих в Тело Церкви, а потому образ отсечения должен пониматься как экскоммуникация [1]. В принципе, такое понимание возможно, т.к. у Марка данные перикопы появляются в контексте слов об общине детей Христовых (Мк. 9:33–37), а у Матфея — в главе, в которой Господь говорит о внутреннем устройстве Церкви (Мф. 18).

• Личные искушения. Некоторые раннехристианские авторы в словах Христа усматривали образ внутренних испытаний, обрушивающихся на человека со стороны его воли, чувств и разума [2]. Такое толкование может быть частично подкреплено ссылкой на некоторые греко-римские [3] и иудейские источники [4], в которых авторы говорили об «отсечении» страстей или частей тела в знак серьезного отношения к морали.

• Сексуальные искушения. Поскольку у Матфея данные предостережения появляются в контексте слов о блуде (Мф. 5:27–30), многие авторы полагали, что рука, нога и глаз являются образами сексуального искушения. Но тут возможны варианты:

1. Эвфемизмы. В семитской литературе и рука [5], и нога [6] нередко использовались как эвфемизмы для полового члена, а потому речь может идти о физиологическом влечении. Проблема, однако, в том, что Иисус говорит о двух руках / ногах (Мк. 9:43, 45; Мф. 18:8), в то время как половой орган у мужчины всего один.

2. Мастурбация / измена. В иудейской литературе мы находим упоминания о т.н. «прелюбодеянии руки» (мастурбация) и «прелюбодеянии ноги» (измена) [7]. Единственная проблема: в данных текстах ничего не говорится о глазе.

3. Искушения. Наконец, речь может идти о сексуальных искушениях в более широком смысле. Так, нога может повести в дом к другой жене или проститутке, глаз может вызывать похотливые мысли или фантазии, а рука — стать инструментом самоудовлетворения, прикосновения к чужой жене или же расплаты за сексуальные услуги.

Итак, какой же вариант корректен? Как мне кажется, толкование о грешных христианах является весьма искусственным, а вот два других варианта вполне возможны. Но тут есть проблема: да, контекст Мф. 5:27–30 является сильным аргументом в пользу т.н. «сексуальных» интерпретаций, однако использование данных образов в Мк. 9:43–84 и Мф. 18:8–9 дает основания полагать, что изначально данные поучения не были ограничены сугубо сексуальным контекстом.

Соответственно, я прихожу к выводу, что, скорее всего, Иисус говорит о любых искушениях, обрушивающихся на человека, и только в Мф. 5:27–30 речь идет о сугубо сексуальных грехах.

———
[1] Ориген. Толкование на Ев. от Матфея, 13.24–25; Иоанн Златоуст. Гомилии на Ев. от Матфея, 17.3; Иларий Пиктавийский. Толкование на Ев. от Матфея, 4.21; Афанасий Великий. Беседы на Ев. от Матфея, 5.29.
[2] Иоанн Златоуст. Гомилии на Ев. от Матфея, 17.3; Псевдо-Климентины. Узнавания, 7.37; Ефрем Сирин. Четвероевангелие, 6.7; Исаак Антиохийский. Гомилии, 36.
[3] Ксенофонт. Воспоминания о Сократе, 1.2.51–55; Платон. Пир, 205e; Аристотель. Евдемова этика, 1235а; Плутарх. О нравственной добродетели, 5.444с и др.
[4] Филон Александрийский. Об особых законах, 3.179; Мишна. Нидда, 2.1; Вавилонский Талмуд. Нидда, 13b.
[5] Ис. 57:8–10; 1QS 7.13; 11QT 46.13.
[6] Ис. 7:20; Вавилонский Талмуд. Нидда, 13b.
[7] Мишна. Нидда, 2.1; Вавилонский Талмуд. Нидда, 13a–b.

#да_неужели


Роман

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.