​​Церковные перлы: Живи в свое удовольствие

К сожалению, все чаще и чаще для многих христиан лозунг «живи в свое удовольствие» становится основополагающим жизненным кредо. Вся жизнь (в том числе и духовная) осмысляется сугубо потребительски, а Бог в этой системе выполняет роль такого себе менеджера по устройство комфортного быта, ведь в Писании же сказано, что Он дает нам «все обильно для наслаждения» (1 Тим. 6:17). Соответственно, Бог только благословляет; да еще и обильно; да еще и для нашего удовольствия! Но правомочно ли такое толкование?

Завершая свое послание, Павел хочет дать Тимофею пару советов относительно богатых (6:17–19), и следует заметить, что его слова не такие жесткие, как, например, слова Иакова (Иак. 1:10–11; 5:1–6). Соответственно, Павел не осуждает сам феномен богатства (ср. 6:9–10), однако высказывает несколько важных пасторских мыслей: (1) Богатство может привести к гордости; (2) Оно не должно стать нашим Богом и надеждой; (3) И если мы его имеем, оно должно служить в первую очередь не нам, а ближнему.

Все эти тезисы являются отражением классического библейского учения и — что наиболее важно — учения Самого Иисуса Христа. Наш Спаситель так же предупреждал об опасности богатства [1] и так же говорил о заботе и служении своему ближнему [2]. Вторя словам Господа Иисуса [3], Павел соединяет идеал служения своим имуществом с мотивом обретения нетленного сокровища на небесах (6:18–19), указывая на принципиальную важность способности отличать первостепенное от второстепенного.

Богатство — это хорошо только в том случае, если оно не овладевает сердцем и направлено на служение ближнему. В противном случае, оно не просто деструктивно, а является «корнем всех зол» (6:10).

Вдохновляя Тимофея увещевать богатых жить жертвенной христианской жизнью, апостол утверждает, что Бог дает нам «все обильно для наслаждения» (6:17), и само это утверждение, как кажется, противоречит идее служения и собирания сокровищ небесных. И правда, при поверхностном взгляде мы видим здесь не только странное противопоставление, но и подкрепление современному учению о том, что Бог всегда благословляет Своих детей, да еще и для их удовольствий. Но внимательный читатель Павла знает, что он никогда не мог утверждать подобного.

Это правда, что Господь дарует нам «все обильно», но это «все» для Павла не тождественно любому нашему пожеланию. «Имея пропитание и одежду и кров, — пишет апостол, — удовлетворимся этим» (6:8). Бог не будет и не должен исполнять наши прихоти. Наоборот, Павел говорит о том, что во всем, что Он нам дает, мы должны видеть обилие Его милости и должны научиться быть довольными. Чем бы мы не обладали (много это или мало), мы должны быть благодарны, потому что Господь печется о нас.

«Наслаждение», о котором говорит апостол, это достаточно сильное греческое существительное ἀπόλαυσις (апóлаусис), которое подчеркивает силу человеческого переживания [4]. Мысль Павла весьма проста: если мы научимся быть благодарными Богу за все, что Он нам дает, тогда все, чем мы обладаем, будет приносить нам радость и подлинное «наслаждение». Другими словами, наслаждение — не самоцель, а дар Божий, рождающийся в благодарном сердце, и подлинно насладится жизнью только тот, кто сумеет правильно оценить все, что ему было дано.

Итак, говорит ли это место о том, что христианин должен жить в свое удовольствие, а Бог должен лишь его благословлять? Конечно, нет. Данный отрывок учит нас не эгоизму и потребительству, а жертвенности и благодарности, раскрывая перед нами секрет подлинной радости и настоящего блаженства.

———
[1] Мк. 7:21–23; 10:23, 25; Мф. 6:24, 31–33; 16:26; 19:23–24; Лк. 12:15–21; 16:13; 18:24–25; ср. Мк. 4:19; Мф. 13:22; Ин. 6:26–27.
[2] Мк. 12:31; Мф. 19:19; 22:39; 10:27; ср. Лк. 10:30–37.
[3] Мф. 6:19–21; 19:21; Лк. 12:21, 33; 18:22.
[4] W. Bauer, A Greek–English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature (Chicago, IL: The University of Chicago Press, 1979), 94.

#церковные_перлы


Роман Павловский

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.