Да неужели!?: Странная внешность Иоанна Крестителя

Существуют такие детали в библейском тексте, читая которые нередко задаешься вопросом: а зачем вообще это надо было писать? Один из таких отрывков — евангельское описание Иоанна Крестителя, содержащее, как кажется, совершенно ненужную информацию: «Был Иоанн Креститель в пустыне… И был одет в шерсть верблюжью и пояс кожаный на бедрах его, и ел саранчу и дикий мед» (Мк. 1:4, 6; ср. Мф. 3:4).

Читая эти строки, сразу же задумываешься: а зачем нам знать об одежде и рационе Иоанна Предтечи? Для многих ответ на данный вопрос совсем неочевиден, однако данное описание дано нам не просто ради информации. Оказывается, эти детали указывают нам на некоторые важные богословские идеи. Но какие?

Пустыня. Явление Иоанна в пустыне (Мк. 1:4) является исполнением пророчества из Исх. 23:20; Мал. 3:1 и Ис. 40:3 об ангеле, который должен прийти, чтобы приготовить путь Господу. В свете Мал. 4:5 под этим ангелом стал пониматься Илия, а потому во многих иудейских текстах утверждается, что Илия будет предшественником наступления грядущего Божьего Царства [1]. Позже Иисус напрямую скажет, что Иоанн — это «Илия, которому должно прийти» (Мф. 11:14), и подтвердит, что пророчество из Ис. 40:3 относилось именно к нему (Лк. 7:27).

Иоанн, как и Илия (3 Цар. 17:2–3), появляется перед читателем в пустыне. Как мы знаем из Танаха, пустыня — это образ освобождения Божьего народа из Египта (Исх. 15:22), который позже стал пророческим символом грядущего эсхатологического избавления [2]. Соответственно, появление Иоанна в данной местности является исполнением сразу двух типологий: типологии исхода и типологии Илии, что подкрепляется даже географически, поскольку регион, в котором служил Иоанн, ассоциировался и с Илией (4 Цар. 2:6–14).

Одежда. Нет никаких сомнений, что внешнее убранство Иоанна должно было пробудить в народе воспоминания не только о пророках в общем (Зах. 13:4), но и о величайшем пророке Ветхого Завета, коим был Илия. Такое утверждение может быть подкреплено словами из 4 Цар. 1:8, где Илия описывается как человек, который «был одет в шкуры, с кожаным поясом на бедрах». Соответственно, эта деталь вновь подчеркивает типологию, о которой я упоминал ранее.

Пища. Писание говорит, что Иоанн употреблял в пищу саранчу и дикий мед. Думаю, ни у кого нет сомнений, что рацион пророка этими продуктами не ограничивался, но Евангелия целенаправленно выделяют именно их. Почему? Потому что саранча была единственным насекомым, употребление которого разрешалось Законом [3] . В древнем мире она служила заменителем мяса [4], а мед (или нектар из него) заменял древним людям вино [5]. Соответственно, текст подразумевает, что Иоанн воздерживался от мяса и вина (Мф. 11:18; Лк. 1:15; 7:33), что не только ставит его в один ряд с назореями, но и вновь усиливает типологию Илии, отражая поверье, зафиксированное в некоторых поздних текстах, что воздержание от мяса и вина было отличительной чертой пророков [6].

Итак, действительно ли бессмысленны евангельские указания на внешний вид и рацион Иоанна Крестителя? Конечно же, нет. Эти несколько «незначительных» деталей дают проницательному читателю понять, что перед нами — не просто маргинал-отшельник, но обещанный Богом пророк по чину Илии, служение которого является знаком скорого пришествия Самого Бога.

Не устаю повторять: библеистика — это детали, и именно поэтому это интересно.

———
[1] Сир. 48:10; Псевдо-Филон. Библейские древности, 48.1; 1 Еноха, 90.31; 2 (4) Ездры, 6.26; Оракулы Сивиллы, 2.187–189; Апокалипсис Илии, 5.32–33; 4Q558; 4QarP.
[2] Ис. 40:3–4; 41:18–19; 43:19–20; 48:20–21; 51:9–11; Иер. 2:2–3; Ос. 2:14; 12:9.
[3] Лев. 11:20–23; ср. Мишна. Хулин, 3; CD 12.14–15.
[4] Мишна. Хулин, 8.1; Там же. Таанит, 4.7.
[5] Лк. 24:42; Платон. Пир, 203b; ср. 1QS 6.4–5; 1QSa 2.17–21.
[6] Житие пророков, 14.4; ср. Дан. 1:8; Мученичество Исаии, 2.11; 2 Ездры, 9.26; 12.51.

#да_неужели


Роман Павловский

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.