Проклятые вопросы: Жестокость и проклятия в Библии

Читая книгу Псалмов, мы нередко встречаем в ней т.н. псалмы плача: острые и предельно честные молитвы, раскрывающие подлинные человеческие эмоции, инспирированные горем, стесненными обстоятельствами и чувством богооставленности. Эти молитвы — крик души и вопль к Богу, попытка обратить Его взор и заставить вмешаться. Это молитвы «на грани фола».

Одна из таких молитв, написанная от лица всего народа, зафиксирована в Пс. 136, в котором отражена вся глубина боли, обрушившейся на Израиль во время Вавилонского пленения. Этот псалом — крик угнетенных, вопль униженных, стенания страждущих, и заканчивается он весьма страшными словами: «Дочь Вавилона, обреченная на разорение: блажен тот, кто воздаст тебе за то, что ты сделала с нами. Блажен тот, кто возьмет и разобьет твоих младенцев о камень!» (Пс. 136:8–9).

Конечно же, для современного человека, читающего эти строки, завершение этого псалма является не просто жестоким, а чрезвычайно жестоким. Многие христиане совершенно не понимают как можно нарекать блаженными тех, кто будет жестоко убивать невинных детей. Как вообще можно вписать это в рамки христианской теологии? Но давайте попытаемся отставить эмоции и посмотрим на богословие, скрывающееся за этим текстом.

Первая часть 136:8 обращена к жителям Вавилона и возвещает им суд, вторя словам, обнаруживаемым в пророческих текстах Ветхого Завета (Ис. 13:16; Иер. 51:56). Вавилон совершил великое преступление, поработив Божий народ и разрушив его главную святыню, а потому будет наказан. Фактически, данный стих в поэтической форме излагает то, что уже было предсказано ранее.

Куда более интересной является вторая часть стиха: «Блажен тот, кто воздаст тебе за то, что ты сделала с нами» (136:8). Эти слова — не эмоциональный всплеск личной ненависти (ср. Притч. 24:29), но апелляция к установленному Богом lex talionis (закону равного воздаяния), который применялся в судебных тяжбах (Втор. 19:16–21). Израиль не мстит сам за себя, но отдает весь суд в руки Бога, призывая Его к тому, чтобы Он установил справедливость и воздал каждому по его делам.

Идея справедливого воздаяния не чужда и Новому Завету [2], однако последующие слова просто шокируют: «Блажен тот, кто возьмет и разобьет твоих младенцев о камень!» (Пс. 136:9). Что это? Все тот же lex talionis. Древние войны обычно сопровождались массовым убийством младенцев [3], что имело целью не только продемонстрировать свое превосходство и силу, но и убить перспективу будущего восстания. Вавилоняне убивали сынов Израиля (4 Цар. 25:7), а потому израненный Израиль просит, чтобы Господь справедливо воздал за великое зло.

Читая Псалтирь, мы должны помнить, что имеем дело не с академической книгой по этическому богословию, а с живой болью вполне конкретных людей. Евреи пережили самый настоящий геноцид, а потому их вопль — живой, эмоциональный, конкретный; и было бы глупо ожидать чего-то иного. Евреи просят о том, что было обещано (Ис. 13:16; Иер. 51:56), и молят о том, чтобы Господь покарал зло, безнаказанно свирепствующее в мире.

Соответственно, мы сталкиваемся с праведной просьбой, выраженной через ужасающие образы, но и этому есть вполне внятное объяснение. Страшные проклятия этого псалма говорят не столько о желаемом способе наказания вавилонян, сколько о той зашкаливающей боли, что объяла коллективную душу народа. Они — крик и плач Израиля, от которого стынет кровь, и современным христианам необходимо учиться за страшной формой видеть глубокую суть сказанного. А суть весьма проста: Бог всем воздаст по делам их, и у Него отмщение…

P.S. Пишу этот пост с болью об Украине и ее сынах, которые были жестоко «разбиты о камень» истории…

———
[1] Мф. 16:27; Рим. 2:1–11; 2 Кор. 5:10; Гал. 6:7–8; Откр. 2:23; 20:12; 22:12.
[2] 4 Цар. 8:12; Ис. 13:16; Ос. 10:14; 13:16; Наум. 3:10.

#проклятые_вопросы


Роман Павловский

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.