Posted by Роман on

Греческие мифы: Искушение

В современном церковном лексиконе искушение — понятие негативное, а испытание — позитивное, поскольку искушение склоняет ко злу, а испытание проверяет веру и «производит терпение» (Иак. 1:2–3). Проблема, однако, в том, что такое разделение по сути искусственно, так как в греческом языке и «испытание», и «искушение» — это одно и то же слово, и сам этот факт вводит некоторых читателей в легкое замешательство.

Для начала стоит отметить, что греческий глагол πειράζω (пеирáзо, «испытывать») и его дериват πειρασμός (пеирасмóс, «испытание») — понятия секулярные, не имеющие никакого отношения к религии. Так, например, птенец может «испытывать» крылья в попытках взлететь [1], человек — физические возможности своего тела [2], а врач — эффективность лекарственных веществ [3].

В некоторых случаях античные авторы говорят об «испытании» человеческой личности, но это никоим образом не подразумевает склонение ко злу. Физические недуги, стесненные обстоятельства и даже интриги богов [4] — все это рассматривалось как «испытания», вскрывающие суть человека и его настоящее «я» [5], но не более того.

Совсем по-другому дело обстоит с Танахом, в котором слова «испытывать» и «испытание» чаще всего имеют именно религиозный окрас, обозначая испытания, которым Бог подвергает человека [6]. Классический пример — это Авраам, которого Бог «испытывал» на послушание Ему (Быт. 22:1–2). Авраам это испытание прошел, и Бог вынес вердикт: «Теперь Я знаю, что ты боишься Бога» (22:12; ср. Мишна. Пиркей Авот, 5.3).

Помимо отдельных людей, Бог испытывал и Свой народ [7], однако Его цель была не в том, чтобы склонить Израиль ко греху, но чтобы смирить его и проверить на верность Себе (Втор. 8:2). Писание говорит, что в пустыне евреи подвергались «милостивому вразумлению» от Яхве (Прем. 11:9–10), а потому испытания Божьи были продиктованы педагогикой.

Это правда, что в Танахе есть несколько текстов, которые будто бы выставляют Бога источником зла или греха, однако все эти отрывки имеют свое объяснение, а более поздняя ветхозаветная традиция либо прямо заявляет, что Бог никого не подталкивает ко греху (Сир. 15:11–13), либо приписывает искушения кому-то другому (1 Пар. 21:1).

Раввинистический иудаизм еще внятней развивает эти идеи, утверждая, что Бог всегда испытывает Своих детей: иногда даже подвергая их мучительным страданиям [8]. Но зачем? Чтобы склонить ко греху? Конечно, нет. Его цель — смирить человека и испытать его на верность Ему [9]. Собственно говоря, эта линия прослеживается во всей иудейской мысли и находит свое отражение и в Новом Завете [10].

Суммируя все, сказанное выше, можно сказать, что Бог подвергает людей испытаниям, не выдержав которые они даже могут впасть в грех. Однако необходимо четко понимать: человек падает из-за себя, а потому уже в ранней Церкви проводили четкое разграничение между внутренней тягой ко злу (что мы называем искушением), и внешними испытаниями, не выдержав которые можно согрешить. Соответственно, слово одно — а концепты разные, а потому необходимо быть особо внимательными к контексту, чтобы ненароком не понять библейский текст некорректно.

———
[1] Аристофан. Богатство, 575 (схолий).
[2] Аполлоний Родосский. Аргонавтика, 2.46.
[3] Педаний Диоскорид. О лекарственных веществах. Пролог, 5.
[4] Страбон. География, 16.4.24; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека, 2.58.5; Арриан. Беседы Эпиктета, 1.9.29; Менандр. Фрагменты, 42.319 и др.
[5] Гомер. Одиссея, 9.281; 16.304, 313, 319; 23.114, 181; Иосиф Флавий. Иудейская война, 4.5.4; Греческая Антология, 11.183; Плутарх. Клеомен, 7.3 и др.
[6] Втор. 33:8; 2 Пар. 32:31; Тов. 12:13; 1 Макк. 2:52; Сир. 2:1–3; 44:20.
[7] Исх. 15:25; 16:4; 20:20; Втор. 13:3; 29:3; Суд. 2:22; 3:1, 4; Пс. 94:8; Иф. 8:25–26; Прем. 3:5; 11:9.
[8] Вавилонский Талмуд. Брахот, 5а.
[9] Бемидбар Рабба, 2.2–3; Берешит Рабба, 32.3; 34.2; 55.2–3; Шмот Рабба, 2.2–3.
[10] Мф. 15:19; Мк. 7:21–23; 2 Пет. 2:9; Иак. 1:13–15; 4:1; 1 Кор. 10:13.

#греческие_мифы


Роман

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.