Posted by Роман on

Церковные перлы: Христиане должны быть веганами. Часть 2

Продолжаем наши рассуждения о том, должны ли христиане быть веганами. В прошлый раз мы выяснили, что с религиозной точки зрения веганство необязательно, потому как Христос очистил всякую пищу (Мк. 7:19). Однако некоторые комментаторы все же апеллируют к книге Бытие, в которой якобы говорится об изначальном веганстве. Так ли это?

Это правда, что книга Бытие говорит о том, что в Эдеме Бог дал людям в пищу плоды с посаженных Им деревьев (Быт. 1:29; 2:9, 16–17; 3:2–3), а вот разрешение на употребление мяса впервые появляется во времена Ноя (9:2–3). Но что это означает?

Я уже неоднократно говорил, что любое толкование начинается с определения жанра. Каков же жанр первых 11 глав книги Бытие, повествующих о так называемой праистории (от сотворения до призвания Авраама)? Многие читатели сразу же скажут, что это классическая историография, однако знающие люди понимают, что это не совсем так.

Во-первых, любой жанр развивается и претерпевает изменения, а потому историография в понимании древних людей — не то же, что под ней понимают современные историки. Следовательно, даже если бы повествование о праистории относилось строго к историографическому жанру, это бы совершенно не означало, что к нему применялись бы современные историографические методы.

Во-вторых, практически в каждом тексте присутствует так называемое жанровое смешение. Понятный для нас пример — Евангелия, которые, как мы знаем, принадлежат к жанру античной биографии. Так вот, эти же Евангелия содержат множество поджанров: притчи, апокалиптические пророчества, анекдоты, псалмы и т.д. Другими словами, есть главенствующий жанр (биография), вбирающий в себя множество поджанров.

Зная все это, что мы можем сказать о книге Бытие? Да, в каком-то смысле эта книга историографична, но такое утверждение справедливо для второй ее части, повествующей о патриархах (11:30–50:26). А вот до призвания Авраама мы имеем дело с символическим повествованием о сотворении мира, развращении человечества и начале истории искупления, которое соткано из целого калейдоскопа жанров.

Так, например, история сотворения — это древняя космогония (повествование о происхождении космоса), написанная в форме доксологического гимна, в котором в поэтической форме говорится о возведении великого Божьего Храма (сад), в котором во все века будет прославляться Его имя, мудрость и величие. История Ноя — это та же космогония, в которой прослеживается та же последовательность событий, что и в истории творения: сотворение → грех → проклятие → умножение человечества → бунт [1].

Понимая это, становится вполне очевидным, что буквальный комментарий каждой детали в интересующих нас повествованиях — это ошибка. Напротив, эти тексты доносят до нас не столько исторические, сколько теологические идеи, на которые и делается основное ударение. Что же это за идеи?

Хочу обратить наше внимание на то, что и на Адама, и на Ноя была возложена особая миссия: заботиться о Божьем творении. Так, Адам должен был возделывать и хранить сад (2:15); Ною же было поручено сохранить весь животный мир (6:19–20; 7:2–3; ср. 8:1). Именно из этой миссии и проистекает Божье повеление о пище: и Адаму, и Ною было позволено питаться от того, что им было вверено. Другими словами, человек пожинает плоды своего труда.

Помимо этого, повеление, данное Ною, указывает на разительную деградацию мироздания: так, человечество утратило тот «золотой век», когда для пропитания не было необходимости убивать. Позже чаяние этого утраченного мира будет отражено в нескольких пророческих текстах (Ис. 11:2–9; 65:25; Ос. 2:10; Иез. 34:25).

Итак, говорит ли книга Бытие об изначальном веганстве? Конечно, нет. Речь идет о миссии человека и о масштабах грехопадения, которое коснулось каждой сферы человеческого бытия: в том числе наиболее бытовых.

———
[1] J. Bergsma, B. J. Pitre, A Catholic Introduction to the Bible: The Old Testament (San Francisco, СА: Ignatius Press, 2018), 112.

#церковные_перлы


Роман

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.