Posted by Роман on

Проклятые вопросы: Украина страдает из-за своих грехов?

Вот уже более 4-х месяцев в Украине идет война, беспощадно разрушающая наши города и убивающая наших людей. В это тяжелое время люди ищут ответов на сложные экзистенциальные вопросы, и в это же время со стороны многих христиан раздается один устойчивый месседж: Украина страдает из-за своих грехов.

Да, действительно: Господь наказывает за грехи, а потому такое утверждение не лишено логики. Однако для более взвешенного взгляда необходимо вспомнить историю Иова, который, будучи праведным (Иов. 1:1, 8; 2:3), тем не менее, пережил страшные муки, утратив детей, потеряв имущество (1:13–22), а также подвергшись жесточайшим телесным страданиям (2:7–8; 7:5). Сумма этих обстоятельств вынудила его друзей утверждать, что он был наказан Богом за свои грехи [1], однако, как мы знаем, они ошибались.

Обращаясь к Новому Завету, я бы хотел напомнить эпизод, когда к Иисусу привели слепорожденного, и апостолы задали Ему вполне резонный вопрос: «Равви! Кто согрешил: он или родители его?» (Ин. 9:2). Ответ Христа был ошеломляющим: «Ни он не согрешил, ни родители его, но это для того, чтобы явлены были дела Божии на нем» (9:3). Оказывается, долгие годы страданий в жизни этого несчастного мужчины не были наказанием за грех. Наоборот, в каком-то смысле они были даже благословением, позволившим проявиться славе и силе Христа.

Также любопытным является эпизод из жизни апостола Павла. Однажды, греясь возле костра, он взял охапку хвороста и кинул в пламя, после чего из огня выскочила змея и впилась ему в руку. Какова была реакция окружающих? Они сразу же выдали «правильный» богословский ответ: «Убийца этот человек, которому, после того как он спасен был от моря, Правосудие не позволило жить» (Деян. 28:4). Но, конечно же, они ошибались. Павел был невиновен, а потому был спасен во свидетельство окружающим.

Наконец, давайте вспомним эпизод, когда Иисусу задали вопрос о зверствах Пилата в Галилее. Будучи Сам галилеянином, что ответил Господь? Он сказал: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам» (Лк. 13:2–3). И далее Он в таком же ключе высказался о тех, на кого обрушилась башня в Силоаме (13:4–5). Оказывается, страшные страдания, которые могут обрушиться на человека, не всегда являются следствиями его греха, и это утверждение справедливо как в отношении отдельной личности, так и всего народа.

Я часто слышу, что в Ветхом Завете Бог наказывал Израиль исключительно из-за их беззакония, однако не стоит забывать, что египетский плен, который является одной из наиболее трагических страниц еврейской истории, не был наказанием. Эмиграция Иакова и его потомков рассматривалась как благословение, и Божьему народу на той земле было действительно хорошо. Однако спустя определенное время ситуация радикально изменилась: воцарился фараон, который не знал Иосифа, и история пошла по известному нам сценарию (Исх. 1:8–14). И в чем тут грех Израиля?

Я понимаю, что свирепствующее зло, врывающееся в нашу жизнь, легче всего объяснить по схеме «грех → наказание». Но это грубое упрощение. Жизнь намного сложнее. Иногда мы подвергаемся чудовищным мукам не потому, что грешнее других, а потому, что Бог допустил это по каким-то Своим причинам. Я не отрицаю того, что Украина грешна. Но я решительно протестую против того, что она грешнее других. И то, что война по-живому режет наши судьбы, не говорит о том, что условные эстонцы благочестивей украинцев. Отнюдь.

Иногда я даже думаю, что эта война является не наказанием, а благословением. Почему? Да потому что страдания Иова, например, привели его к более близкому созерцанию Бога и глубокому покаянию (Иов. 42:5–6). Этим же ознаменовался период исхода. Это же справедливо и для евангельских историй, о которых я писал выше. Может, это же справедливо и для Украины?

———
[1] Елифаз: 4:1–5:27; 15:1–35; 22:1–30; Вилдад: 8:1–22; 18:1–21; 25:1–6; 26:5–14; Софар: 11:1–20; 20:1–29; 27:13–23; Елиуй: 32:1–37:24.

#проклятые_вопросы


Роман

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.