Posted by Роман on

Непонятные вопросы: Можно ли христианам делать татуировки?

В свою бытность протестантом я часто ездил на всякого рода молодежные конференции, на которых обязательно подымались два классических вопроса: можно ли христианам употреблять алкоголь? и можно ли нам делать татуировки?. Сегодня же мы коснемся вопроса о тату.

Итак, думаю, позиция большинства консервативных христиан вам хорошо известна: татуировки категорически запрещены. Почему? Потому что так говорит Писание. Открываем Лев. 19:28 и читаем: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я — Господь» (ср. Втор. 14:1). Казалось бы, все предельно ясно и понятно, но нет.

Тут, как всегда, важен вопрос контекста. Если воспринимать эту главу как набор абсолютных повелений, то мы сразу же сталкиваемся с серьезной герменевтической проблемой: предыдущий стих, например, запрещает мужчинами сбривать волосы на висках и остригать края бороды (Лев. 19:27), но мы же это спокойно делаем. А почему мы так избирательны? Если вся глава — это набор прямых повелений, применимых напрямую к нам, то мы должны исполнять все, что там написано. Не так ли?

И вот тут обычно и начинаются длинные разговоры о контексте, историческом смысле отрывка, филологии и многом другом. Собственно говоря, начинается экзегеза. И что же нам говорит экзегеза Лев. 19:28? А говорит она нам о том, что этот стих не имеет никакого отношения к современной практике нанесения наколок.

Речь в данном отрывке идет о двух вещах: надрезах и письменах. Надрезы запрещаются потому, что они были неотъемлемой частью языческого культа (3 Цар. 18:28) и нередко использовались в процессе оплакивания мертвых, когда люди или боги в знак своей скорби об умершем жесточайшим образом истязали свои тела.

Например, в третьей песне из угаритского мифа Цикл о Ваале рассказывается о том, как верховный Бог Эль спустился со своей горы, чтобы оплакивать смерть Ваала: «Он посыпает голову прахом и пыль лежит на его короне. Он покрывает свои чресла вретищем. Он режет свою кожу каменным ножом и делает надрезы лезвием. Он исцарапывает свои щеки и подбородок. Он пронзает свою руку жезлом. Он вспахивает свою грудь словно сад. Он бороздит свою спину как долину. Он возвышает свой голос и восклицает: “Ваал мертв!”».

Если же говорить о письменах, то тут также не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в древности наколки обычно наносились на тела рабов, указывая на их пожизненную принадлежность тому или иному господину. Однако в Египте существовал ритуал, когда на военнопленных набивали имя какого-то египетского божества, тем самым посвящая этих людей какому-то конкретному богу, делая их вечной собственностью не просто жрецов, которым они прислуживали, но самих богов.

Поскольку евреи долгое время находились в египетском рабстве, можно предположить, что запрет на нанесение письмен так или иначе связан с этим ритуалом. Таким образом, выходит, что народу Израиля запрещаются не просто татуировки как таковые, но ритуальные татуировки, которые являлись знаком духовной принадлежности и говорили о сакральном посвящении человека.

Если это так, то получается, что Лев. 19:28 ничего не говорит о современных татуировках и не может быть использован в дискуссиях по данной теме. Соответственно, вопрос остается открытым, но ответ на него мы дадим уже в следующий раз.

———
[1] Иер. 16:6; 41:5; 48:37; Эпос об Акхите, 4.170–173, 183–184; Гомер. Илиада, 2.700; 11.293; 19.284; Геродот. История, 4.71.
[2] Война Ваала и Мота, 6.14–23.
[3] Законы Хаммурапи, 226–227; A. E. Cowley, Aramaic Papyri of the Fifth Century B.C. (Oxford: Clarendon Press, 1923), #28.4–12; J. H. Breasted, Ancient Records of Egypt, vol. 4 (Chicago, IL: University of Chicago Press, 1906), §405.5–6; ср. Лукиан Самосатский. О сирийской богине, 59.
[4] Breasted, Ancient Records, vol. 3, §414.36–37.

#непонятные_вопросы


Роман

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.