Церковные перлы: Бог ненавидит религию
«Бог ненавидит религию!» Как часто я слышал эти слова от разного рода проповедников и как долго я с ними молча соглашался. Всю свою сознательную жизнь в той или иной форме я слышал, что Богу противны литургии, обряды и традиции, потому что все, что Он действительно ценит в человеке, это «просто вера», устремленная ко Христу. Религия же — это «предания человеческие» и мертвые ритуалы, которые абсолютно противны Богу.
Но тут я бы позволил себе задать один наводящий вопрос: спасутся ли единственники? Пораскинув мозгами и вспомнив о том, что эта секта проповедует ересь монархианства, мы приходим к выводу, что нет. Получается, что «простой веры» во Христа для спасения недостаточно? Получается, что да. Необходимо не просто верить, а правильно верить, решительно отвергая заблуждения.
Но вот именно тут противников религии поджидает первое разочарование, потому как вероучение — это фундаментальный элемент любой религии, и если ты приходишь к какой-то стройной теологической картине в своей голове, ты так или иначе примыкаешь к определенной религиозной системе.
Но тут я позволю себе еще один наводящий вопрос: на каком основании единственники не спасутся? Предвосхищая возможный ответ об «очевидном учении Библии» скажу, что если наше вероучение базируется на нашей личной интерпретации вести Иисуса и Его Слова, то оно объективно не может быть противопоставлено интерпретации, например, моего одногруппника-мормона, который начитавшись Пс. 81:6 утверждает, что каждый подлинно верующий человек в итоге станет маленьким богом. Так или иначе мы должны будем ссылаться на опыт, историю и авторитет Церкви, и делая это, мы привязываемся к видимой общине, которая также является одним из ключевых элементов религии.
Если у нас есть институция или община, у нас есть и традиция. Думаю, это самоочевидный момент. Церковь как община Иисуса сквозь века передает свое предание, которое выражается не только в богословском учении, но и этике, христианском быте и способе поклонения Богу. Библия — это тоже форма предания Церкви, и эта же Библия призывает нас верно держаться традиции: причем не только записанной, но и устной [1]. Все это хорошо, но опять же: предание — это еще один неотъемлемый элемент всеми ненавистной религии.
Конечно, я понимаю, что большинство критиков религии осуждают ее в первую очередь из-за внешнего формализма, когда люди абсолютно бессердечно придерживаются каких-то ритуалов, практик и предписаний, забывая о подлинном сердце религиозности. Однако тут я бы хотел привести прекрасные слова православного историка Ярослава Пеликана, который говорил: «Традиция — это живая вера мертвых; традиционализм — это мертвая вера живых» [2]. Другими словами, проблема не в традиции как таковой, а в личном отношении к ней.
Я глубоко убежден, что подлинный протест против религии лежит далеко не в богословской плоскости. На самом деле, внутренним двигателем этого процесса является глубокое стремление к эмансипации и нежелание подчиняться кому-либо кроме себя, что, следует признать, является давно устоявшимся трендом на этой планете.
Все же нападки на формализм, которым любят клеймить Церковь, это умозрительный аргумент: такая себе соломинка, за которую цепляются протестующие против религии люди. Однако истина проста: Христос основал общину. В этой общине есть правила, иерархия, традиции и устои, которые были установлены Им и Его апостолами. Эта община организованно поклоняется Богу, и любой, кто поверил в Бога, должен стать ее частью. Так или иначе мы упираемся в тот факт, что мы обязаны стать частью религии.
Но как же быть с ритуалами и обрядами Церкви? Как насчет критики Иисуса в адрес фарисеев и их преданий? Чтож, поговорим об этом в следующий раз.
———
[1] 1 Кор. 11:2; 2 Фесс. 2:15; 3:6; Иуд. 3; ср. 1 Пет. 1:25; 1 Кор. 15:1–3; 2 Кор. 3:2–3; Еф. 3:10; 2 Тим. 1:13; 2:2; 3:14.
[2] Я. Пеликан, Христианская Традиция. История развития вероучения, т. 1 (Москва: Духовная библиотека, 2007), 9.