Греческие мифы: Назарянин

Имя Иисус было одним из самых популярных во времена Нового Завета. Соответственно, чтобы как-то отделять одного Иисуса от другого, к имени добавлялись различные идентификаторы. Так, в Евангелиях Христос нередко называется «сыном Иосифа» [1] или даже «сыном Марии» (Мк. 6:3), однако наиболее часто о Нем говорится как о Назарянине.

Строго говоря, Новый Завет использует в данном случае два термина: Ναζαρηνός (назарэнóс) [2] и Ναζωραῖος (назорáиос) [3], оба из которых описывают Иисуса как жителя Назарета. Тем не мене, с ними связаны две весьма серьезные проблемы: филологическая и богословская.

Филологическая проблема кроется в том, что исследователям не до конца понятна этимология данных слов. По идее, евангельские термины должны восходить к какому-то семитскому прилагательному, означающему «человек из Назарета», однако все попытки его реконструкции непременно сталкиваются с проблемой: новозаветные термины отклоняются от известных нам правил транслитерации арамейских слов на греческий. Подробнее об этих филологических тонкостях вы можете прочитать в этой статье [4].

Вторая проблема — богословская — связана с Мф. 2:23, где говорится: «И придя, поселился в городе, именуемом Назарет, дабы исполнилось сказанное чрез пророков, что Он будет назван Назореем». Знаете ли Вы хоть одно ветхозаветное пророчество, говорящее о Назарете? Вот и я не знаю. Более того, Назарет не упоминается ни в одном источнике вплоть до IV в. н.э., а потому поиск текста, на который ссылается Матфей, потенциально может прояснить как этимологию, так и богословский смысл, которые вкладываются им в термин Ναζωραῖος (назорáиос).

Некоторые исследователи пытаются найти ответ в истории Самсона, который в еврейском тексте называется נָזִיר (нази́р), то есть «назорей» или «посвященный» (Суд. 13:5, 7; 16:17). Соответственно, Матфей может использовать парономазию (игру слов), что может быть подкреплено целым рядом параллелей, обнаруживаемых между Суд. 13 и Мф. 1–2 [5]. Тем не менее, вся эта теория рушится об один немаловажный факт: Иисус не был назореем (ср. Числ. 6:1–21 и Мф. 11:19).

Вторая группа комментаторов усматривает аллюзию на Ис. 11:1, где говорится о נֵצֶר (нéшер) или «ветви» из дома Иессея, что подразумевает очередную парономазию. Косвенно эта теория может быть подкреплена неоднократными указаниями Матфея на то, что Иисус — Сын Давида (Мф. 1:1, 17, 20; 2:6), контекстуальными параллелями Мф. 1–4 и Иc. 7–12 [6], а также новозаветными текстами, описывающими Христа как ветвь из дома Давида (Рим. 15:12; Откр. 5:5; 22:16).

Однако и тут есть две проблемы. Во-первых, данная парономазия работает только с еврейским текстом Исаии. Во-вторых, Матфей ссылается не на одного пророка, а на «пророков». Первая проблема может быть преодолена указанием на то, что читатели Матфея вполне могли быть знакомы с ивритом (Мф. 1:21). Вторая — что под «пророками» он подразумевает группу мессианских пророчеств (Иер. 23:5; 33:15; Зах. 3:8; 6:12), в которых используются синонимы слова נֵצֶר (нéшер). Именно по этой причине я считаю, что второе объяснение более предпочтительно, чем первое.

Если это так, то по крайней мере в одном месте Нового Завета слово «Назорей» указывает не просто на место жительства Иисуса, но на Его царскую идентичность, которая, согласно Матфею, укоренена в пророчествах Ветхого Завета.

———————
[1] Лк. 3:23; 4:22; Ин. 1:45; 6:42.
[2] Мк. 1:24; 10:47; 14:67; 16:6; Лк. 4:34; 24:19.
[3] Мф. 2:23; 26:71; 18:37; Ин. 18:5, 7; 19:19; Деян. 2:22; 3:6; 4:10; 6:14; 22:8; 26:9.
[4] Schaeder H. H. Ναζαρηνός, Ναζωραῖος // Theological Dictionary of the New Testament. Vol. IV: Λ–Ν. — Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1967. – P. 874–879.
[5] Божье вмешательство в процесс зачатия (Суд. 13:2–3; Мф. 1:18, 20, 23), явление Ангела (Суд. 13:3, 9; Мф. 1:20; 2:13, 19) и описание миссии ребенка как спасителя Израиля (Суд. 13:5; Мф. 1:21).
[6] Мф. 1:22–23 = Ис. 7:14; 8:8, 10; Мф. 3:11, 16 = Ис. 11:2; Мф. 4:13–16 = Ис. 9:1–2.

#греческие_мифы


Роман Павловский

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.