Ошибочка вышла: Соблазны на вечерях любви (Иуд. 12)

Продолжаем обсуждать ошибки Синодального перевода. Сегодня мы коснемся интересного текста, записанного в Иуд. 12, где говорится: «Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви». О чем или о ком идет речь?

Если вы смотрели семинар под названием «Сражение за веру», вам знаком общий контекст послания Иуды. Так, брат Господень пишет, что в Церковь вкрались еретики, извращающие учение о благодати, что ведет к прямому отречению от единого Владыки и Господа Иисуса Христа (4). Последующее повествование описывает опасность этих лжеучителей (3–16), после которого следуют апостольское наставление (17–23) и заключительная доксология (24–25). Таким образом, наш текст располагается в блоке материалов, посвященных еретикам, и описывает одну из граней их деструктивного влияния на Церковь.

Апостол пишет, что лжеучители вкрались в самое сердце Церкви, присутствуя на вечерях любви (12). Под этой фразой Иуда подразумевает так называемые агапы — совместные трапезы христиан, на которых они делились пищей с нуждающимися, молились, а также совершали Евхаристию [1].

На этих трапезах еретики пиршествовали с Церковью без страха Божьего (ср. 2 Пет. 2:13), а также «утучняли себя» (12). Последняя фраза — особенно интересна, поскольку в греческом подлиннике тут используется глагол ποιμαίνω (поимáино), который буквально означает «пасти» или «быть пастухом». Соответственно, слова апостола о том, что еретики «пасут сами себя» — это явная аллюзия на Иез. 34:2, 8–10, 18–19, где Господь обвиняет священников Израиля в том, что они не заботятся о Его овцах.

Поскольку Иуда называет еретиков «пастухами», мы можем предположить, что речь идет не просто о рядовых мирянах, но о служителях Церкви, которые своим безнравственным поведением уводят людей от Христа. Заметьте этот немаловажный нюанс: именно порочная этика является главным лейтмотивом всего письма (4, 8, 10–13, 15–16, 18), что явно иллюстрирует одну из главных идей всего послания: дела не менее деструктивны, чем слова. И особенно опасным является то, что эти дела совершают люди, позиционирующие себя как особо духовные.

Иуда буквально называет их «сновидцами» (8), и в данном тексте мы имеем прямую лингвистическую связь с Деян. 2:17, где говорится о пророческих снах. Фактически, речь идет о том, что еретики оправдывают свои грехи особыми духовными откровениями, а потому их обольщение выглядит особенно опасным. Но все их сны — пустота, потому как они Духа не имеют (19), и все, что они могут произвести, это лишь осквернение плоти (8), отвержение Бога (4, 8) и даже злословие ангелов (9–10).

Понимая весь этот контекст, нам становится понятно почему Иуда так обеспокоен присутствием еретиков на агапах: их греховное поведение, перемешанное с «духовными откровениями», может нанести существенный урон Церкви Христовой. Именно поэтому он говорит о них (в версии Синодального перевода) как о «соблазне», однако такое прочтение не соответствует оригиналу. Греческий текст буквально называет их «морскими рифами» (σπιλάς; спилáс), тем самым иллюстрируя этот образ скрытой опасности, поджидающей моряка, если он не будет следить за своим судном (ср. 13). Так и христиане, если не будут внимательны, могут потерпеть кораблекрушение в вере (ср. 1 Тим. 1:19).

Однако есть еще один нюанс. Так, некоторые исследователи полагают, что в данном месте Иуда использует игру слов: σπιλάς (спилáс) / σπίλος (спи́лос). Первое слово, как мы уже выяснили, означает «морской риф», а второе — «пятно». Соответственно, апостол может подразумевать, что еретики являются скрытой опасностью для Церкви, угрожающей духовной и нравственной чистоте собрания.

Как бы там ни было, вся эта богатая образность моментально рушится, когда вы читаете Синодальный перевод, который, по какой-то непонятной для меня причине, говорит о «соблазне».

———————
[1] Игнатий Антиохийский. Послание к смирнянам, 8.2; Ипполит Римский. Апостольское предание, 26; Послание двенадцати апостолов, 15 и др.

#ошибочка_вышла


Роман Павловский

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.