Непонятные вопросы: существуют ли препятствия к крещению?

Согласно словам Христа, вопрос крещения — это вопрос спасения (Мк. 16:16; Ин. 3:5), а потому мы должны подходить к нему крайне серьезно. Именно по этой причине практически во всех христианских конфессиях существуют правила, по которым человек не может принять крещение, когда ему заблагорассудится, но насколько эти правила оправданны?

Если мы посмотрим на Новый Завет, то у нас может сложиться впечатление, что апостолы крестили людей практически молниеносно. Однако не стоит забывать, что первые христиане были из иудеев, а также из тех, кто так или иначе с ними соприкасались, а потому, принимая Христа, они и так уже знали бóльшую часть Библейского учения.

Но уже с самых ранних лет своего существования Церковь обнаружила, что чем дальше она была от времен апостолов, тем сильнее необходимо было наставлять в вере готовящихся к крещению. Именно по этой причине был создан институт так называемого катехумената, который как раз-таки и занимался подготовкой кандидатов к принятию таинства.

Стоит отметить, что процесс катехизации в одно время длился целых три года [1], по ходу которых человек не только знакомился с Писанием и христианским вероучением, но и творил дела милосердия [2], чем доказывал серьезность своих намерений и готовность жить в соответствии с Божьими заповедями. Он мог посещать богослужение, но не допускался к Евхаристии, покидая собрание перед так называемой литургией верных.

Теперь я бы хотел выделить несколько критериев, которые по мнению ранней Церкви являлись препятствиями к крещению:

1. Смерть. Как бы странно для нас это не звучало, но в древности были люди, желающие покрестить своих мертвых родственников. Именно поэтому Церковь на Карфагенском соборе (419 г.) приняла отдельное правило (п. 26), запрещающее данную практику.

2. Предыдущее крещение. Писание учит, что у христиан может быть только одно крещение (Еф. 4:5), а потому Церковь всегда запрещала совершать это таинство повторно [3]. Любое крещение признавалось действительным, если совершалось во имя Троицы с использованием живой воды. Соответственно, протестанты, которые сегодня перекрещивают людей из других конфессий, совершают тяжкий грех и полностью противоречат учению ранней Церкви. Иоанн Дамаскин, например, писал, что те, кто перекрещиваются, «снова распинают Христа» [4].

3. Неверие. Основным условием крещения является вера (Мк. 16:16), и если человек отрицал Триединство Бога или какой-либо другой пункт христианской догматики, ему отказывалось в крещении. Это же касалось и родителей, которые хотели покрестить ребенка (см. видео о крещении младенцев). Основным же выражением догматики считался Никео-Цареградский Символ веры [5].

4. Нежелание проходить катехизацию. Если человек не хотел проходить обучение, ему также отказывали в крещении [6].

5. Нежелание быть частью Церкви. Конечно же, человеку, который хотел покреститься, не становясь частью Церкви, в таинстве отказывали.

6. Нежелание оставлять грех. Во время катехизации человек должен был практически являть свое твердое желание следовать за Христом, совершая дела милосердия и оставляя свои грехи [7]. И грехом почитались не только деяния, прямо осужденные в Писании, но и некоторые дополнительные: например, охрана идолов, игра в античном театре или увлечение астрологией [8].

Как видите, основных ограничений для крещения в ранней Церкви было не так уж и много, но все они были и остаются абсолютно необходимы, если мы хотим должным образом подготовить человека к таинству крещения: таинству, в котором мы рождаемся свыше.

———————
[1] Ипполит Римский. Апостольское предание, 17.
[2] Там же. 20.
[3] Никео-Цареградский Символ веры, п. 10.
[4] Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 4.9.
[5] 3-й Вселенский собор, п. 7.
[6] Трулльский собор, п. 78; Лаодикийский собор, п. 46; ср. Афанасий Великий. Послание на ариан. 2.42.
[7] Григорий Богослов. Слова, 40.
[8] Ипполит Римский. Апостольское предание, 16.

#проклятые_вопросы #непонятные_вопросы


Роман Павловский

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.