Церковные перлы: Спасешься ты и весь дом твой

Думаю, многие из Вас неоднократно слышали проповеди на знаменитые слова из Деян. 16:31, в которых темничному стражу было сказано: «Веруй в Господа Иисуса, и спасешься ты и весь дом твой».

Обычно основной посыл таких проповедей следующий: если ты будешь неотступно стоять на этом обетовании и верить в Господа, вся твоя семья непременно спасется. Однако как бы это красиво не звучало, такое толкование является откровенной манипуляцией над текстом.

Во-первых, во всех случаях, когда в книге Деяний человеку давалось обетование о спасении целой семьи, его исполнение происходило моментально [1]. То есть, между временем дарования обетования и его реализацией не было длительного временного разрыва.

Во-вторых, в Деян. 11:14 и 16:31 подразумевается личная вера каждого из домашних. Эта личная вера, в свою очередь, была результатом апостольской проповеди, а потому утверждать, что спасение всего дома совершалось только по вере отца семейства — ошибка.

Некоторые могут возразить, что в греко-римском обществе отец семейства (paterfamilias) был исключительным главой семьи и ее главным жрецом [2], а потому если он принимал какую-то религию, то ее автоматически принимал и весь его дом. Следовательно, можно предположить, что в книге Деяний личная вера домашних не подразумевалась — все просто крестились по вере главы семьи.

Несмотря на то, что такой сценарий в греко-римском контексте вполне реален, книга Деяний, все же, ясно указывает на то, что домашние слушали проповедь апостолов (10:34–48; 16:32), поверили услышанному (16:34) и возрадовались о спасении, дарованном Богом (16:34). Соответственно, не вера отца спасла весь дом, но их личная вера, родившаяся от проповеди Слова.

Тем не менее, стоит подчеркнуть, что это никак не противоречит тому, что в этих домах могли быть крещены младенцы по вере их родителей. Подробнее см. видео.

В-третьих, нельзя вырывать слова из их непосредственного контекста. Обетование о спасении целой семьи были даны лишь нескольким людям, и мы не можем автоматически применять их к себе, только потому что они нам нравятся.

Мы же не применяем к себе, например, обещание, данное Давиду, о том, что его престол будет вечен (2 Цар. 7:16)? Или обещание, данное Аврааму, что в нем благословятся все народы (Быт. 18:18)? Это было обещано конкретно Давиду и конкретно Аврааму, и во Христе эти обещания нашли свое окончательное исполнение. Так и с эпизодами в книге Деяний: они были сказаны конкретным людям, и в этих же главах нашли свое исполнение.

Я понимаю, что у нас есть искушение превратить эти слова в универсальные принципы, работающие примерно как законы физики. Однако Библия — это не книга принципов, потому как такая постановка вопроса подразумевает портрет деистического Бога, который создал этот мир, установил какие-то принципы и самоустранился.

Однако с Богом и Писанием все обстоит иначе: Бог — не бинарная машина, работающая по принципам и автоматически реагирующая на те или иные наши действия. Он — личность, которая выстраивает с человеком уникальные взаимоотношения и может идти вопреки всем предполагаемым принципам, а потому язык принципов тут неуместен.

Единственный вариант как эти тексты могут говорить об обязательном спасении всего дома — это сугубо кальвинистическая позиция, в которой Бог спасает человека исходя из своего предвечного избрания. Однако тут мы сразу же сталкиваемся с серьезной дилеммой: если Бог пообещал спасение всей семьи, тогда Он должен избрать всех ее членов. Если в какой-то семье спасаются не все, тогда все они не являются избранными, потому как Бог спасает целые семьи. Как Вы понимаете, это абсурд.

———————
[1] Деян. 10:48, 11:14; 16:31–34; ср. 16:14–15; 18:8.
[2] Cohick L. H. Women, Children, and Families in the Greco-roman World // The World of the New Testament. Cultural, Social, and Historical Contexts / ed. by Green G. B., McDonald L. M. — Grand Rapids: Baker Academic, 2013. — p. 179–181.

#церковные_перлы


Роман Павловский

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.