Непонятные вопросы: Сатана в Книге Иова
Многие христиане, читая книгу Иова, задаются одним вопросом: каким образом Сатана, воплощение зла, получил свободный доступ к Богу? Он что, пришел к Нему в Рай и провел почти дружескую беседу? И почему Бог так спокойно с ним разговаривает?
Для начала необходимо отметить, что существительное שָׂטָן (сатáн), употребляющееся в Ветхом Завете 27 раз, может означать как человека, выполняющего роль «противника» или «оппонента» [1], так и некого духовного существа, выполняющего эту же функцию [2]. Применительно к последнему, всегда остается вопрос: этот «сатана» является дьяволом в позднем иудейском и христианском смысле этого слова или нет?
В некоторых отрывках все достаточно однозначно. Так, например, в Числ. 22:22, 32 «сатаной» называется ангел Божий, противостоящий Валааму. Однако в Книге Иова не все так просто. Так, в ней «сатана» упоминается 14 раз [3], и во всех этих случаях существительное שָׂטָן (сатáн) употребляется с артиклем (הַשָּטָ֖ן; хассатáн). Сам этот факт указывает исследователям на то, что речь идет не об имени собственном, но, скорее, о функции. Другими словами, перед нами предстает не Сатана в христианском представлении, но некое духовное существо, которое по своей роли является «обвинителем» или «противником». Но кто же он?
Этот «сатана» приходит к Яхве вместе с «сынами Божьими» (Иов. 1:6). Во всем древнем ближневосточном мире было широко распространено представление о том, что верховное Божество восседает на своем престоле в окружении своей свиты, которые являются Его советниками и исполнителями Его повелений. Это же отразилось и в Ветхом Завете, в котором Господь неоднократно изображается восседающим на престоле в окружении ангелов [4], которые нередко называются «сынами Божьими» [5]. То есть, сыны Божьи — это небесная свита Бога, являющаяся Его советниками и слугами.
Перенося эту концепцию на Книгу Иова, мы вдруг приходим к выводу, что «сатана» — это один из сынов Божьих, которые окружают Яхве и служат Ему! Некоторые исследователи пытаются опровергнуть это мнение, указывая на то, что в Иов. 1:6 говорится, что «сатана» пришел к Богу «между ними». Соответственно, он не являлся их частью. Однако в Ветхом Завете «быть между» нередко означает «быть частью» той или иной группы [6], а потому это никак не отменяет того факта, что «сатана» мог быть одним из «сынов Божьих».
Если таковая идентификация «сатаны» верна, тогда мы имеем следующую ситуацию: один из ангелов Яхве, занимающийся испытанием людей на верность Господу, приходит к Богу и получает от Него инструкции о том, как ему следует испытать праведного Иова (Иов. 1:12; 2:6–7).
К этому следует добавить еще один немаловажный факт: сам Иов прекрасно осознает, что его испытывает именно Бог, а не некий противник Бога [7], а потому у нас остается два варианта: (1) либо праведный Иов абсолютно не понимает, что с ним происходит, и не догадывается, что на самом деле его испытывает дьявол; (2) либо он все понимает правильно, и «сатана» в этой конструкции лишь слуга Божий, исполняющий Его повеления. Как мне кажется, второй вариант более соответствует действительности.
Если же мы принимаем точку зрения, что в Книге Иова говорится о дьяволе, тогда мы сталкиваемся с серьезными богословскими проблемами: как дьявол мог прийти в Рай к Богу? почему Бог не разжигается гневом против него? почему дьявол беспрекословно исполняет Его повеления? и так далее.
———————
[1] 1 Цар. 29:4; 2 Цар. 19:22; 3 Цар. 5:4; 11:14, 23, 25; Пс. 108:6.
[2] Числ. 22:22, 32; 1 Пар. 21:1; Иов. 1:6, 7 [2х], 8, 9, 12 [2х], 2:1, 2 [2х], 3, 4, 6, 7; Зах. 3:1, 2 [2х].
[3] Иов. 1:6, 7 [2х], 8, 9, 12 [2х], 2:1, 2 [2х], 3, 4, 6, 7.
[4] 3 Цар. 22:19–22; Пс. 81:1; 88:7–8; 102:19; Ис. 6:1–8; Дан. 7:9–14; ср. Пс. 7:8; 29:9–10; Иов. 15:8; Ис. 40:13–14.
[5] Быт. 6:2, 4; Втор. 32:8 (Септуагинта); 3 Цар. 22:19–22; Пс. 29:1; 81:1, 6; 88:7; Иов. 38:7; ср. Иов. 4:18; Дан. 3:25.
[6] Быт. 23:10; 40:20; 4 Цар. 4:13.
[7] Иов. 6:4; 7:14; 9:17; 16:13.