ГРЕЧЕСКИЕ МИФЫ: СОСУД

В Новом Завете неоднократно встречается такое существительное как σκεῦος (ске́уос), которое зачастую переводится как «сосуд». В принципе, такой перевод правомочен, однако для современного читателя в некоторых контекстах — не всегда понятен. Проблема в том, что σκεῦος (ске́уос) — термин полисемантический, который может означать:

— Любой материальный объект, используемый для конкретных нужд: стол [1], храмовая утварь [2], корабельное оборудование [3] и др.

— Личное имущество [4].

— Различную посуду [5].

— Человека. Говоря метафорически, человек может быть «сосудом» (т.е. инструментом) в руках других людей [6] или в руках Бога (Деян. 9:15; Рим. 9:22–23). А иногда его тело может быть «сосудом» (т.е. вместилищем) для духов [7].

Зачастую, опираясь на контекст, определить смысл существительного σκεῦος (ске́уос) достаточно просто, однако есть два спорных места:

1. В 1 Пет. 3:7 апостол Петр говорит о жене как о «немощнейшем сосуде». Некоторые древние толкователи полагали, что под «сосудом» подразумевается хрупкое женское тело [8], другие же — особо податливая к искушениям женская душа [9].

Второе толкование может быть отвергнуто на основании контекста: Петр явно изображает женщин на одном духовном уровне с мужчинами, называя их «сонаследницами благодати жизни» (ср. Гал. 3:28). Поэтому, скорее всего, верно первое толкование, указывающее на то, что мужчины, не используя свое естественное превосходство, должны особо трепетно относиться к своим женам, потому как они были созданы менее физически сильными [10].

2. Второе спорное место — это 1 Фесс. 4:4, где апостол Павел говорит, чтобы христиане соблюдали «свой сосуд в святости и чести». Многие древние экзегеты переводили эти слова как «приобретать свой сосуд», и, следовательно, под «сосудом» понимали жену [11]. Хотя такой перевод и возможен, он сталкивается с множеством проблем [12]. Куда более естественным будет перевод «соблюдать сосуд», и тогда речь идет о физическом теле [13]. Более того, в свете некоторых античных текстов, можно предполагать, что Павел говорит не просто о теле, но о конкретной его части — половом члене [14]. Если это так, тогда его обличение блуда становится весьма конкретным и прямолинейным.

Таким образом, мы видим, что σκεῦος (ске́уос) в Новом Завете имеет массу значений и не ограничивается простым «кувшином» или «посудиной». В тех случаях, когда есть искушение понимать под ним нечто особо духовное, речь может идти о вполне «приземленных» вещах.

———————
[1] Диодор Сицилийский. Историческая библиотека, 17.66.5.
[2] Паралипомены Иеремии, 3.9; 11.18; Плутарх. Наставления о государственных делах, 32; Иосиф Флавий. Иудейская война, 2.15.4; 6.8.3; Филон Александрийский. Жизнь Моисея, 2.94; Иустин Мученик. Разговор с Трифоном Иудеем, 52.3; ср. Евр. 9:21.
[3] Ксенофонт. Домострой, 8.11–12; Завещание Иова, 18.7; Арриан. Перипл Понта Евксинского, 5.2; Деян. 27:17.
[4] Иосиф Флавий. Жизнь, 68–69; Мк. 3:27; Мф. 12:29; Лк. 17:31.
[5] Аристофан. Женщины на празднике Фесмофорий, 402; Клавдий Элиан. Пестрые рассказы, 12.8; Геродиан. История императорской власти после Марка, 6.7.7; Псалмы Соломона, 17.38; Завет Неффалима, 2.2; Иустин Мученик. Апология, 1.9.2.; ср. Лк. 8:16; Ин. 19:29; 2 Тим. 2:20; Откр. 2:27.
[6] Полибий. Всеобщая история, 13.5.7.
[7] Завет Неффалима, 8.6; Апокалипсис Моисея, 16.5; Пастырь Ермы, Заповеди, 5.1–2; Послание Варнавы, 7.3; 11.9.
[8] Иларий Арльский. Трактат на семь
Кафолических посланий, 1 Пет. 3.7.
[9] Макарий Египетский. Слова, 2.2.6.
[10] Ср.: Плутарх. Наставление супругам, 142е; Калликратид. О счастье дома, 106.1–10.
[11] Августин Блаженный. О браке и вожделении, 1.8.9; ср. Вавилонский Талмуд. Мегила, 12b; Санхендрин, 22b.
[12] Weima, J. 1–2 Thessalonians. — Grand Rapids: Baker Academic, 2014. — p. 269. — (Baker Exegetical Commentary on the New Testament).
[13] Тертуллиан. О воскресении мертвых, 16.
[14] Планудовая антология, 4.243; Клавдий Элиан. О природе животных, 17.11; ср.: 1 Цар. 21:5.

#греческие_мифы


Роман Павловский

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.