ЦЕРКОВНЫЕ ПЕРЛЫ: ЗАУЧЕННЫЕ МОЛИТВЫ

Думаю, все Вы неоднократно сталкивались с утверждением, что молиться заученными молитвами — это грех. Особенной популярностью оно пользуется в протестантских церквах, которые тем самым осуждают практику использования молитвословов и заученных молитв во время литургии.

Как представляется, доказать греховность таких молитв очень легко. Новый Завет прямо говорит нам, что мы должны в благодарении открывать свои желания перед Богом (Флп. 4:6). Другими словами, основной смысл молитвы состоит в том, чтобы раскрыть именно свое сердце перед Отцом, а не просто произнести набор заученных фраз (ср. Мф. 6:5; Лк. 18:11, 14). Соответственно, использование чужых молитв является молитвой «не от сердца», а потому оскорбляет Бога. Оскорбление же Бога — это грех. Казалось бы, логика железобетонная. Тем не менее не все так просто.

Для начала стоит отметить один немаловажный факт: Библия полна записанных молитв. Особенно это касается книги Псалмов. Обычно мы об этом не задумываемся, но Псалтирь преисполнена молитвами людей, которые сами же эти молитвы и записали. Спрашивается: зачем записывать собственные молитвы? Ответ может быть двояким: либо для собственной памяти и духовного использования, либо для литургического использования последующими поколениями. И в первом, и во втором случае мы попадаем в ловушку, потому как провоцируем молитву «не от сердца». Но ведь ни у кого из нас язык не повернется сказать, что псалмопевцы были грешниками или что цитирование псалмов подталкивает нас ко греху?

Также многие христиане упускают из виду одну важную просьбу учеников: «Господи, научи нас молиться» (Лк. 11:1). Оказывается, молитве надо учиться. Если бы это было не так, Иисус бы эту просьбу осудил. Но Он ее не просто не осудил, а удовлетворил, произнеся молитву «Отче наш», тем самым увещевая Своих последователей молиться заученной молитвой (Мф. 6:9; Лк. 11:2; ср. Втор. 6:4–9). Что же, Он подталкивает их ко греху? Конечно, нет.

С утверждением, что молитве необходимо учиться, связан еще один факт: мы не всегда знаем как молиться. Об этом прямо говорит Новый Завет (Рим. 8:26), указывая, что даже в этом нам необходима помощь Господа. Сама эта наша беспомощность указывает на нужду в образце правильной молитвы, и древний Израиль, используя Псалтирь, и древняя Церковь, используя как Писание, так и молитвы других христиан, преследовали эту педагогическую цель: научить людей молиться по лучшим образцам, которые только существуют.

Почему это важно? Да потому что далеко не все наши молитвы приятны Богу. Так, например, Христос осуждал многословные молитвы (Мф. 6:7), Иаков осуждал молитву, у которой неправильные мотивы (Иак. 4:3), а Притчи говорят о том, что молитва людей, не повинующихся Закону Господа, — это мерзость (Притч. 28:9). Заметьте, все эти молитвы могли быть вполне «от сердца», но Богу они все равно не приятны, потому что сердце желает не того, что надо.

Важно не просто говорить, что у тебя на душе, но говорить с правильными мотивами и в правильном состоянии (Ис. 29:13). Соответственно, записанные молитвы могут помочь человеку говорить с Богом так, как это следует: в смирении, с благодарностью, в духе сокрушения и покаяния, не концентрируясь только на своих потребительских нуждах. Читая молитву другого человека, мы можем проникнуться ее духом, и в конечном счете, это поможет нам правильно настроить свое сердце. Например, прочтение Пс. 50 может действительно помочь ощутить потребность в Божественном прощении и показать образец покаяния.

Многие верующие, к сожалению, не могут себе признаться в том, что мы не всегда хотим молиться и не всегда знаем, что говорить. И как быть? Не молиться — не хорошо, но и молиться неправильно — тоже не хорошо. Вот тут нам и могут помочь молитвы других праведников.

Если Вы думаете, что это чуждо Новому Завету, это не так: посмотрите на Христа, Который в самый драматический момент Своей жизни молился цитатами из Псалтыри (Мк. 15:34; Мф. 27:46; Лк. 23:46).

#церковные_перлы


Роман Павловский

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.