ЦЕРКОВНЫЕ ПЕРЛЫ #17: ПРОСТОТА ВО ХРИСТЕ (2 КОР. 11:3)

Я думаю, все Вы неоднократно сталкивались с ситуациями, когда Ваш собеседник, не желая разбираться в сложных вопросах теологии, библеистики или истории Церкви, кидал в Вашу сторону козырную фразу всех церковных лентяев: «Не уклоняйся от простоты во Христе» (2 Кор. 11:3). Мол, углубленно изучая Писание, ты впадаешь в духовную гордость и вообще мудрствуешь сверх написанного (1 Кор. 4:6), а ведь Павел очень боялся, чтобы христиане уклонились от простоты!

Павел и вправду этого боялся, однако это совершенно не означает, что современные христиане понимают его слова корректно. Все дело в том, что в случае со 2 Кор. 11:3 мы попадаем в ловушку русского языка. У нас «простота» — слово полисемантическое, которое может иметь как позитивный окрас (простота в общении, поведении), так и негативный (глупость, умственная ограниченность). Однако проблема заключается в том, что греческий текст не говорит ни об одном, ни о втором! То есть, простота во Христе — это не простота в поведении и не простота интеллектуальная. Но что же это?

Чтобы лучше понять слова Павла, необходимо обратить внимание на контекст. Дело в том, что в этой главе Павел критикует неких лжеапостолов (11:13), которые навязывают коринфской церкви иное Евангелие (11:4). Эти «служители дьявола» (11:15) и «сверхапостолы» (11:5) уничижают апостольство Павла и проповедуют иного Христа (11:4). Соответственно, они играют на руку дьяволу, а потому Павел очень боится, чтобы коринфяне не поддались их обольщению (11:3).

Этот страх, как говорит Павел, продиктован его ревностью о Церкви, потому как он обручил ее Христу (11:2). Это очень важное уточнение, требующее нашего внимания. Дело в том, что во времена Нового Завета еврейская свадьба состояла из двух этапов: обручение и сочетание. При обручении родители жениха и невесты договаривались о браке, жених выкупал свою невесту, а затем молодожены давали обоюдные клятвы (Мал. 2:14), что скреплялось специальной грамотой, и с этого момента они считались мужем и женой [1], но не могли жить вместе в одном доме и иметь сексуальные отношения. Закон был настолько суров, что если жених умирал, невеста считалась вдовой. Если же невеста изменяла жениху, то ей грозила смертная казнь (Втор. 22:23–27). После примерно одного года после обручения проводилось сочетание, после чего жених брал невесту к себе в дом, и теперь они считались полноценной семьей со всеми вытекающими из этого последствиями [2].

Таким образом, когда Павел называет коринфян «обрученными Христу», он использует привычный для иудеев брачный контекст, изображая Церковь невестой, уже принадлежащей своему Мужу, но которая должна хранить себя в чистоте и супружеской верности, пока не станет Его полноценной женой. Она уже Его, но еще не конца. Однако это совершенно не означает, что она может иметь отношения с кем-то другим. Нет, она уже обручена и должна дожидаться своего Жениха, не поддаваясь на уловки обольстителя.

Именно в этом контексте следует понимать предупреждение Павла об отклонении от простоты во Христе. Греческое слово ἁ πλότης (хаплотэ́с), используемое в этом тексте, — это антоним к слову «двойственность» [3]. Другими словами, «простота» — это неразделенность и целостность. Именно поэтому многие современные переводы переводят этот стих следующим образом: «Боюсь, как бы и ваш ум не оказался совращен и не отдалился бы от безраздельной и чистой преданности Христу» (РБО).

Церковь — это невеста Христова (Еф. 5:26–27; Откр. 19:7–8). Она обручена единому Жениху, а потому не должна, поддаваясь обольщениям, уклоняться от посвящения Ему. Таким образом, этот стих не о простоте характера и интеллектуальной ограниченности. Он о самом важном качестве христианина — верности Своему Господу.

———————
[1] Мишна. Кетубим, 4.2; ср. Тосефта. Кетубим, 8.1.
[2] Мишна. Кетубим, 5.2; Мишна. Недарим, 10.5.
[3] Bauernfeind O. Ἁπλότης // Theological Dictionary of the New Testament. Vol. I: A–Г. — Grand Rapids, 1978. — p. 386–387.

 

#церковные_перлы


Роман Павловский

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.