Да неужели?!: ИХТИС

Один из самых распространенных христианских знаков — это знак рыбы [1], который в научном мире называется «ихтис». Такое его название происходит от греческого слова ἰχθύς (https://youtu.be/_EJO32HNDQU) (ихтýс), которое, как это банально не звучит, означает «рыба». Но почему же именно рыба стала одним из основных христианских символов?

Многие думают, что причиной этому является тот факт, что некоторые апостолы были рыбаками и Христос повелел им «ловить людей» [2]. Тем не менее, это не совсем так, поскольку в ранней Церкви знак рыбы, хоть и мог означать «пойманных» христиан [3], все же, был неразрывно связан с Самим Христом и Его жертвой.

Так, первые изображения рыбы (иногда вместе с надписью ΙΧΘΥΣ) появляются в римских катакомбах уже во II–III веках и все они так или иначе связаны с таинством Евхаристии, символически указывая на то, что Христос есть наша духовная пища [4]. Подобные ассоциации рыбы с Евхаристией мы встречаем и в ранней христианской литературе II века [5], а уже в IV–V веках эта образность получат еще большее развитие [6].

Наряду с этим, образ рыбы неоднократно появляется как символ христианского крещения. Наверное, самый известный ранний отрывок, говорящий об этом, находится у Тертуллиана: «Мы же, рыбки, вслед за “рыбой” нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде» [7]. Интересно, но в этом тексте Тертуллиан, пишущий на латыни, использует греческое ἰχθύς (ихтýс) без перевода, что может означать, что ему было знакомо его символическое истолкование.

Наконец, к своему логическому завершению образ рыбы пришел в IV веке, когда слово ἰχθύς (ихтýс) стало использоваться как акроним (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC):

᾿Ιησοῦς (иесýс)
Χριστός (христóс)
Θεοῦ (теý)
Υἱός (хуиóс)
Σωτήρ (сотэ́р)

Как можно увидеть выше, каждая буква греческого слова «рыба» стала заглавной буквой нового слова. В результате, получилось выражение: «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель». Впервые этот акроним появляется в IV веке в «Оракулах Сивиллы (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8B#%C2%AB%D0%9E%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8B_%D0%A1%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8B%C2%BB)» [8], а затем он начинает активно воспроизводиться у разных церковных писателей вплоть до поздней античности [9].

Таким образом, простое слово ἰχθύς (ихтýс) постепенно стало очень важным богословским символом и кратким христианских исповеданием веры, прославляющим личность и жертву Господа Иисуса Христа.

———————
[1] Климент Александрийский, Педагог, 3.11.
[2] Мк. 1:16–17; Мф. 4:18–19; Лк. 5:10; Ин. 21:9–13; ср. Мф. 13:47–49.
[3] Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея, 13.10; Кирилл Иерусалимский, Предисловие к огласительным поучениям, 5; Амвросий Медиоланский, О таинствах, 3.3.
[4] Катакомбы Присциллы (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D1%8B_%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8B); Катакомбы св. Каллиста (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D1%8B_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0).
[5] Эпитафия Свт. Аверкия Иерапольского, 19–25; Эпитафия Пектория Отенского, 5–7.
[6] Павлин Ноланский, Письма, 13.11; Августин Аврелий, Исповедь, 13.21.23; Рассуждения на Евангелие от Иоанна, 123.2; ср. Амвросий Медиоланский, Письма, 1.1.13.
[7] Тертуллиан, О крещении, 1.
[8] Оракулы Сивиллы, 8.217–250.
[9] Евсевий Памфил, Речь Константина Великого к обществу верных, 18–19; Оптат Милевитский, Против донатистов, 3.2.8–12; Августин Аврелий, О Граде Божьем, 18.23; Максим Туринский, Против язычников, 4.350–359; Псевдо-Проспер Аквитанский, Песнь о провидении Господнем, 2.39.

#да_неужели #РазмышлениеОПисании #Опыт


Роман Павловский

http://mirvokrugnas.in.ua

Установка, настройка и обслуживание серверов и программного обеспечения.