Отцы и дети
«Отцы, не ожесточайте детей ваших, чтобы они не унывали» (Кол.3:21). /Перевод епископа Кассиана/.
Каким образом мы, отцы, можем ожесточить своих детей?
Думаю, что есть много вариантов ответов на этот вопрос. Но, на мой взгляд, одним из самых опасных явлений в подходе отца к своему ребёнку является равнодушие.
В пример мы можем взять отношения Давида (отца) и Авессалома (сына).
Сын-убийца скрывался от гнева отца, но прошло время, и все поняли, что преследование нелепо, понимал и сам царь, ибо сие гонение происходит не просто от отца, а от отца-убийцы. Авессалом убил Амнона руками отроков, Давид убил Урию руками воинов. Родовое равновесие? Пришла оттепель в отношения? Если это можно назвать потеплением. Давид и его сын теперь снова живут в одном дворце, но так, чтобы не видеть друг друга. И это было условие отца.
Если сравнить архаичных библейских героев с современными отцами и их детьми, то мы сможем найти аналогии.
Ребёнок провинился — отец наказал его, причём неважно, каким способом он это сделал. Есть факт «преследования». Далее, по сценарию семейных отношений, должна наступить та самая оттепель. Но, как и в вышеприведённом случае, в современной семье наступает не потепление, а некий разрыв отношений.
Ребёнок нуждается в сокращении дистанции с родителем-покровителем, нуждается в любящем отце, а видит отца равнодушного. Равнодушие это наступает, как результат некоего оценочного и воспитательного взгляда родителя. Другими словами, время прошло, а отец как бы продолжает воспитывать дитя, и пытается делать это через равнодушие. Мол, недостойный сын должен доказать, что уже готов принять мою благосклонность.
И что происходит? Да ничего хорошего — дитя ожесточается.
В чем же выражается это ожесточение? Авессалом сжёг поле Иоава, например. Т.е., от ребёнка начинают страдать другие люди, и мало кто подумает, что такое его поведение — это, возможно, бессознательный крик раненой отвержением от отца души.
От чего бы не происходило равнодушие, оно пагубно. Работы много, личные проблемы или проблемы в отношениях с женой, кризис среднего возраста, безденежье, просто нет времени на детей — все это оправдание губительного впрыска яда под названием равнодушие.
Отношения Давида и Авессалома умерли из-за равнодушия главы семьи. А что дальше? А дальше была война между отцом и сыном, а вернее сказать, между сыном и отцом. Она закончилась плохо для обоих. Никто не сможет сказать, что лучше — умереть от слуг отца (то, что произошло с Авессаломом) или похоронить собственного сына (то, что произошло с Давидом)?
«Отцы, не ожесточайте детей ваших, чтобы они не унывали» (Кол.3:21).
Братья-отцы, давайте помолимся Господу, чтобы нам не ожесточать сердца своих детей. Пусть их уныние всегда будет мимолетным и никогда не будет результатом нашего равнодушия.